Бандырма на рельсах [VI/30980]
Описание окружающей местности
Позади красивейшие водопады, впереди озеро Ван. Мы несёмся по шоссе, стараясь обогнать садящееся солнце и прибыть к нашей цели засветло. Педаль газа в пол, стрелка спидометра дрожит у запретной черты. И тут… «Тормози! Там поезд!».
Этот мини-поезд, локомотив с тендером и одним пассажирским вагоном, установлен рядом с мостом через реку Йаныктар у города Мурадие на бывшей плотине. Инициатива установки принадлежала руководителям Мурадие, «поделилась» антикварным поездом администрация города Измира.
Событие сие произошло летом 2014 года и преследовало цель – привлечение внимания к ежегодной миграции, «аттракциону», устраиваемой знаменитостью всего региона – Жемчужной кефалью.
Жемчужная кефаль – рыба, по заверениям местных гурманов и туристов, пробовавших её, обладающая особым, неповторимым вкусом. Водится она только в озере Ван, а для нереста каждое лето поднимается против течения в пресные реки, впадающие в Ван.
Что общего между древним паровозом и жемчужной кефалью?
На это имеется красивый ответ, выведенный на жестяной табличке, прикрепленной к паровозу. «…Этот локомотив и вагон предлагаются на службу нашему народу под названием «Inci Cafe» (Жемчужное кафе), посвящённое путешествию жемчужной кефали в неизведанное». Тут надо отметить, что поезд этот никогда не использовался, как кафе. Кстати, на картах поезд назван «Бандырма». Да, Бандырма – это и город в Турции, и древнее османское судно, и древний паровоз :)).
Здесь уже упоминали о пояснительной жестяной табличке, привинченной к локомотиву. В ней указывается, что пассажирский вагон самый обычный, стандартный, 1820 года. А вот локомотив произведен во Франции в 1927 году. И это уже интереснее, потому что таких локомотивов было изготовлено всего восемь штук, специально для Турции, французской компанией Corpet-Louvet. Работали они вплоть до 1980-х годов, и на данный момент в стране их осталось как музейных экспонатов, то ли четыре штуки, то ли шесть.
И ещё немного информации с таблички. Там сказано, что мост, на котором установлен паровоз, построен русскими в 1890 году. В то время у «руля» Османской империи находился султан Абдул-Хамид II. Он запомнился как реформатор в хорошем смысле слова. При нём был совершён огромный прорыв вперёд в развитии страны. Если вам интересно, почитайте о нём в интернете. Он разрешил иностранным строительным компаниям вести бизнес в стране, и благодаря этому произошел скачок в строительстве железных дорог, телеграфных линий и дорожной инфраструктуры. Понятно, что и мост был построен в числе этих славных дел.







