Описание окружающей местности

Самое интересное и загадочное с точки зрения археологии, истории и природы место Республики Адыгея — долина реки Фарс. Не многим посчастливилось посмотреть и половины сокровищ этой долины, слишком уж тяжело они даются! Но именно здесь расположена Богатырская поляна. А знаменита эта поляна мега-группой дольменов, самой многочисленной на территории Республики Адыгея. Вот только как это водится в России, в прессе и в интернете информации об этом археологическом памятнике не так уж и много.

А ведь рассказать то есть о чём! Четыре сотни гигантских многотонных каменных сооружений на одном пятачке — это же целый город! Ну, если не город, то поселок или микрорайон! Именно так когда-то выглядела Богатырская поляна, представляя изумительную картину древнего мегалитического городища.

А появилась на картах эта группа дольменов в конце 19 века, благодаря трудам известного кубанского краеведа и энтузиаста Евгения Дмитриевича Фелицына. Но даже в те времена «Богатырская дорога» (как назвал место сам Фелицын) предстала перед ним, уже далеко не в первозданном виде. Минувшие тысячелетия, движения рельефа, пагубное воздействие климата и растительности существенно видоизменило город дольменов. Часть построек уже была разрушена, часть была погребена в почве, часть заросла деревьями и кустарником. Но, как бы то ни было, Богатырка выглядела гораздо лучше чем сейчас, когда по следам любителей родного края и ученых пришли люди...

Судя по сделанным Фелициным фотографиям, 150 лет назад здесь вполне просматривалась настоящая аллея из двух рядов относительно целых дольменов в количестве более пятидесяти штук, что и натолкнуло Фелицына на мысль о «дороге». Остальные сооружения в разной степени целостности в избытке усеивали окрестные склоны хребта.

Дольмены Богатырской поляны представляли собой классические плиточные сооружения, сложенные из пяти-шести плит (включая покровную, иногда пяточную), выполненных из мелкозернистого песчаника и светлого известняка с покатой в сторону задней плиты «крышей». Фелицын, а затем и Марковин, выделили здесь четыре дольмена портального типа (№№ 123, 124, 128, 160 по классификации Марковина).

Дольмены были довольно крупными (средние размеры: длина 3 м, ширина 2 м, высота 1,5 м), однотипными и соразмерными друг другу. Фасадные стены имели круглые, реже овальные или арочные входные отверстия небольшого размера, затыкаемые каменными втулками (пробками). Предположительно один дольмен (№ 5 по Фелицыну) не имел отверстия и был выполнен в виде каменного ящика. Почти все дольмены несли в себе костные останки погребенных в них людей, а также некоторый культурный слой.

Интересно, что Фелицын описывает один дольмен (№ 26 по его классификации), находившийся на вершине кургана, подошва которого была обставлена кромлехами (каменными столбами). В плане этот дольмен имел форму квадрата с длинной плит — 2 метра. На дне дольмена, покрытом слоем земли толщиной 25 см, имелась каменная подстилка с каменным же ящиком. Интересен и сам ящик: продольные стены ящика были набраны из отдельных камней, а поперечные стены — сплошные плиты. В ящике этом покоились останки двух человек и собаки.

Педантичный и скрупулёзный Фелицын, как и прежде составил тщательный «глазомерный» план мегалитов Богатырской поляны, который в дальнейшем использовался в работе других исследователей поляны. Вот только при исследовании им предстала совершенно другая, удручающая картина. То, что не смогла за тысячелетия изменить природа, за какие-то несколько десятков лет смог практически уничтожить человек. Вместе с советской властью в горные районы Адыгеи пришли и люди с идеями о новаторстве, коллективизации, экстенсивном освоении территорий. И древние великаны не выдержали такого напора...

Когда в 1950 году сюда для археологических раскопок прибыл доктор исторических наук, видный учёный Владимир Иванович Марковин, он застал дольмены уже в весьма плачевном виде. Тем не менее ему удалось подробно изучить 238 дольменов и сделать вывод о размерах дольменной группы — свыше 400 построек.

Марковин закончил свои исследования в 1970 году, и дальше беззащитные памятники остались практически брошенными на произвол судьбы. Из-за значительной удаленности, труднодоступности и обширности территории дольменной группы органам государственного контроля не удавалось в полной мере защитить культурное наследие, и пришли лихие лесорубы на тяжелой технике, корыстные черные копатели с варварскими методами и безалаберные туристы без понятий и нравственных стопоров.

На что же сегодня могут рассчитывать туристы на Богатырской поляне? На жалкие остатки некогда огромного мегалитического города. Большая часть дольменов разрушена. О былой мощи говорят лишь громадные каменные плиты. Давно уже не было подсчета количества сохранившихся дольменов на этом хребте. И работники охраны памятников, и туристы смотрят лишь основную группу, наиболее доступную и интересную.

Наиболее сохранились три дольмена, которые носят инвентарные номера – 100, 128 и 158.

Идешь лесом, и вдруг лес расступается, и открывается простор. Длинные поляны, высокая трава волнами на ветру. Дорога лентой ведет к вершине хребта, поросшего курчавыми дубами и белоствольными осинами. На самой вершине у дороги возвышается дольмен № 158. Издали этот дольмен производит впечатление целого мегалита, хотя у него сохранились только передняя и боковая плиты. Это плиточный дольмен портального типа. Порталом служат анты, выступающие торцы боковых стен. Крыша упала внутрь камеры, задняя стенка разбита на большие блоки. Этот мегалит так удачно вписан в ландшафт, что поражает воображение. Дольмен похож на богатыря на дозоре. Отсюда ему далеко видно, он никого не пропустит, и у тебя к нему почтение и уважение. 

От этого дольмена идем по вершине хребта. Перед нами каменные послания из далекого прошлого. Развалы дольменов. Хорошо обработанные, огромные каменные плиты лежат часто беспорядочно. И вот один дольмен хорошей сохранности - дольмен № 128. Он расположен к востоку от первого в зарослях кустов. Мегалит уходит плитами в землю, меньше размерами, все плиты целые, хотя верхняя плита сдвинута, его не раскапывали. Небольшой, компактный, уютный. Рядом с ним возникает чувство беззаботности, жизнь представляется легкой и простой.

На запад от первого дольмена, ниже по склону самый значительный дольмен из всей Богатырской группы - дольмен № 100. Он красив, этот каменный великан! О нем можно сказать, что он хорошо сохранился, хотя мощные плиты тронуты временем. Верхняя плита лопнула и провалилась внутрь камеры, по передней плите глубокой морщиной прошла трещина. Отверстие в передней плите - как открытый рот. Как будто дольмен взывает к кому-то, что-то говорит, а может, молит о помощи. Мегалит величественно и красиво возвышается на склоне.

Богатырские поляны, Богатырский ручей, хребет. Эти названия связаны с дольменами, которые казаки назвали «богатырские хатки». Адыги верили в легенду о карликах и великанах. И сидя у дольмена-великана, верится, что только великий богатырский народ мог построить этот каменный город, которому около 5-ти тысяч лет. И пусть развалины, трещины, отдельные плиты и блоки. Грандиозность, величие, архитектурное мастерство, гениальность древних зодчих прослеживается и сейчас.

По материалам сайтов Охотник на дольмены и За горизонтом Н.Костарнова

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться