Монастырь Гюмюшлер [MS/30731]
Описание окружающей местности
Gümüşler Manastırı - Серебряный монастырь
Примерно в 10 км от Нигде находится древний византийский монастырь Гюмюшлер, высеченный в скале примерно в Х веке. Это один из наиболее хорошо сохранившихся и крупнейших в своём роде в Каппадокии.
Учёные делят многочисленные высеченные в скалах монастыри Каппадокии на два основных типа: с обеденными залами и с открытыми дворами. Гюмюшлер попадает во вторую группу, разные части которого выходят в центральный двор. Самая важная его часть - церковь к северу от двора, состоящая из четырёх отдельно стоящих закрытых нефов, построенных по плану греческого креста.
В северном нефе находится ниша с двумя гробницами.
С западной стороны расположены два входа, перекрытые колыбельным сводом.
Предполагается, что над церковными фресками работали три разных мастера. Главная апсида украшена тремя полосами картин: на самой высокой изображен Христос на троне с двумя ангелами справа от него; символы авторов Евангелий; и Деисус с Марией и учениками.
На нижней полосе изображены каппадокийские отцы церкви: Святой Василий Великий Кайсерский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин.
В северной части креста находятся изображения Благовещения, Рождества и Сведения во храме с фигурами Иоанна Крестителя и Святого Стефана, которые, должно быть, были написаны вторым художником.
На внутренней стороне притвора к югу от входной двери находятся изображения Девы Марии и младенца Иисуса, а по обе стороны от них - архангелы Гавриил и Михаил, по-видимому, написанные третьим художником.
Большое внимание уделено фреске с изображением улыбающейся Девы Марии. Однако почти наверняка это результат небрежной реставрации. *¹
Стены комнаты над притвором расписаны изображениями, напоминающими басни Эзопа, что является уникальной особенностью Каппадокии.
Стиль и иконография фресок монастыря Гюмюшлер напоминают фрески многих других каппадокийских церквей. Считается, что фрески датируются VII-XI веками.
Византийский учёный Роберт Оустерхаут предположил, что Гюмюшлер на самом деле может быть не монастырским комплексом, а домом дворянина с частной часовней. Фрески из «Басен» Эзопа имеют больший смысл в такой интерпретации.
© Источник
* ¹ – ладно, с улыбкой Богоматери прояснили, а вот почему у Богородицы три руки? Оо







