Описание окружающей местности

Кизел – вымирающий город бывших шахтёров

В советское время Кизел был преуспевающим городом в центре Кизеловского угольного бассейна, но после закрытия шахт он превратился в самый депрессивный город Пермского края. На фоне великолепной природы стоят многочисленные заброшенные здания, а реки отравляются вытекающими из земли шахтными водами... Город Кизел стоит на берегах одноимённой реки (правый приток Вильвы). По её названию он и получил своё имя. По одной версии, гидроним произошёл от татарского слова «кызыл» - «красный» (за прибрежные заросли шиповника и бузины с их красными ягодами). По другой гипотезе – от коми «кыдз йыл», что означает «берёзовое верховье». Город является центром Кизеловского района Пермского края.

История Кизела

В 1750 году тут были обнаружены залежи железной руды. В 1762 году начал работу рудник. В 1786 году здесь открыли ещё и месторождение каменного угля. В 1789 году был пущен Кизеловский металлургический завод, принадлежавший И.Л. Лазареву, который купил эти земли у Строгановых. И.Я. Кривощёков в 1897 году писал, что «за маловодностью пруда завод действует паром». Здесь выпускали пудлинговую болванку, которую отправляли на Чёрмозский, Хохловский и Полазненский заводы. Заводу принадлежали богатые Кизеловские рудники, которые снабжали рудой заводы Лазаревых и Всеволожских в Пермском и Соликамском уездах. С 1797 года началась добыча угля Кизеловского угольного бассейна. Сначала уголь добывали в штольне Запрудной. С неё началась история "уральской кочегарки". На месте первой штольни в наши дни стоит памятник. В 1856 году вошла в действие самая крупная в то время Старо-Коршуновская копь. Однако вплоть до конца 1870-х годов каменный уголь добывался в незначительных объёмах. Когда в 1879 году открылось движение по построенной здесь железной дороге, объёмы добычи угля стали расти. Смотрите сами: в 1875 году добыли 1 млн пудов, в 1880 году – 5,3 млн пудов, а в 1900 году – уже 21,1 млн пудов. В том же 1900 году в Кизеловском бассейне было 36 действующих шахт и штолен. Среди владельцев копей самыми крупными углепромышленниками являлись Абамелек-Лазаревы. Они занимались их техническим оснащением, здесь была внедрена частичная механизация и электрификация работ. С 1898 года спуск и подъём из лазаревских шахт, а также водоотлив стали осуществляться с помощью электричества. В 1908 году здесь появились первые электровозы.

Кизеловский металлургический завод работал до 1919 года. После закрытия предприятия в советское время на его базе были созданы ремонтно-механические мастерские. При Советах шахты были объединены в комбинат (позднее – производственное объединение) «Кизелуголь». С 1936 года в Кизеле существовал строительно-монтажный трест «Кизелшахтострой» (с 1957 г. – трест № 2, с 1992 г. – АООТ «Строитель-2»), занимавшийся сооружением шахт и гражданским строительством. В 1942 году образован рудоремонтный завод для ремонта горных машин и механизмов. В 1926 году Кизел получил статус города. Его наибольший экономический расцвет пришёлся на 1950-е годы. В это время ежегодная добыча угля доходила до максимальных 12 млн тонн (в 1960 году), а население в 1959 году достигло 60,7 тысяч человек. Однако значительная часть из них (13,8 тысяч человек) приходилась на заключённых. Впрочем, труд заключённых на угледобыче не применялся, ряды шахтёров пополняли недавно освободившиеся и «спецпоселенцы».

В августе 1955 года на одной из шахт Кизеловского угольного бассейна случилась серьёзная трагедия. Возник пожар, и погибли 43 горняка. Неверно выбранный реверс воздушного потока из-за ошибки персонала не дал людям возможности быстро выйти из зоны, где сконцентрировался угарный газ. Позже добыча угля начала сокращаться. Причина была в росте себестоимости добычи в шахтах из-за сложных горно-геологических условий и невозможности разработки месторождений открытым способом из-за большой глубины залегания угленосных пластов. Так, в 1980 году добыча составила около 6 млн тонн, а в 1990 году – 3,2 млн тонн. К настоящему времени от бывших шахт остались лишь многочисленные руины и огромные отвалы. Отвалами и терриконами занято около 15 га территории, в которых складировано более 2 млн м³ горной породы. Для города начались тяжёлые времена. В наши дни территория бывшего Кизеловского угольного бассейна считается самой депрессивной в Пермском крае. Часть людей из посёлков бывших угольщиков расселили. После закрытия предприятий жители в основном работают в бюджетной сфере или на железной дороге, а также выживают за счёт пенсии. Впрочем, может быть о Кизеловском угольном бассейне когда-то ещё вспомнят. Оставшиеся запасы угля оценивают в более чем 200 млн тонн. Предполагается, что его хватит ещё на 100 лет добычи.

Достопримечательности Кизела

В основном туристы бывают в Кизеле проездом, направляясь на север Пермского края – в Соликамск, Чердынь, Красновишерск и т.д. Остановку тут делают немногие. Город оставляет гнетущее впечатление: обшарпанные дома, множество заброшенных жилых домов и зданий, разбитые дороги. В то же время многочисленные заброшки привлекают любителей этого вида туризма. Здесь можно побывать в заброшенных домах, на закрытых предприятиях. Особенно впечатлял комплекс зданий Кизеловского машиностроительного завода (несостоявшейся Центральной обогатительной фабрики). Правда, большую часть построек теперь снесли. В Кизеле сохранились и некоторые старые дореволюционные здания. В том числе дошли до наших дней некоторые старинные промышленные постройки на территории бывшего Кизеловского чугуноплавильного завода за мостом через реку Кизел (включая главный корпус начала XIX века). А вот заводской пруд был спущен.  Неподалеку от бывшей плотины, напротив завода, расположен памятник первой угольной штольне Запрудной (также в Кизеле есть памятник шахте им. Володарского, с которой начиналась промышленная эксплуатация Кизеловского угольного бассейна).

В городе имеется краеведческий музей (ул. Советская, 36, тел. (34255) 4-41-42). Попасть в него можно только по предварительной заявке.

https://uraloved.ru/kizel

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться