Описание окружающей местности

В 1830-е годы в село Михайловка Оренбургской области приехала крестьянская семья Овсянниковых. Об их дочери шла молва, что когда-то ее благословил сам преподобный Серафим Саровский, назвав «сосудом избранным».

Звали ее Евфимия. Девочку отличал кроткий нрав и глубокая вера. Поняв свое призвание, она ушла от родителей и поселилась отшельницей на окраине города Бузулука.

Рядом стали селиться другие верующие. Так их маленькое поселение численностью чуть более десяти человек, постепенно превратилось в общину, которая официально была зарегистрирована в 1847 году, а в 1859-м она уже получила статус монастыря, где Евфимия Герасимовна Овсянникова стала считаться основательницей и первой игуменьей. Она приняла постриг с именем Евгения. В исторических источниках указываются годы ее управления обителью – с 1835 (1847) по 1866 год.

В 1890 году на территории монастыря воздвигли красивейший храмовый комплекс. В его состав вошли несколько церквей и бытовые постройки. Специалисты предполагают, что соборную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери проектировал архитектор Оренбургской казенной палаты П. Коровин.

Большая часть насельниц монастыря были крестьянками из Бузулукского уезда. Но также жили в монастыре мещанки и дворянки из Симбирска, Оренбурга и Самары. Основными видами деятельности монастыря были иконопись, вышивание и шитье золотом. Монастырь имел свою мельницу, пасеку, фруктовый сад и даже два пруда.

Благоустройство монастыря шло постепенно. Так, к началу XX века на его территории появился водопровод. Если в самом начале, при открытии обители, здесь проживало чуть более 10 монахинь, то к 1917 году здесь числилось 336 монахинь и послушниц. За весь период обителью управляли семь настоятельниц.

После 1917 года начались секуляризационные процессы: советская власть изъяла финансовые средства, земельные угодья, скот. В 1921 году – церковные ценности, общинные здания; сначала жилые и хозяйственные, а затем и храмы. В 1929 году обитель была закрыта, здание Тихвинского храма было отобрано под строительство электростанции.

Монахини и прихожане станционной Никольской церкви, тоже к тому времени закрытой, стали молиться во Всехсвятской, или, как ее называли местные жители – кладбищенской церкви. Она стала новым местом существования не только монастыря, но и всего Бузулукского викариатства. В 1937 году и этот храм был закрыт. Духовенство расстреляли. В келейном корпусе монастыря устроили пересыльную тюрьму. Монахини и насельницы тоже подверглись репрессиям. Оставшиеся на свободе расселились по окрестным селам, где устроили тайные келлии. Колокольня и ограда были разрушены. Здание тихвинского собора занято оборудованием городской электросети. В здании Троицкого храма находятся мастерские. Игуменский корпус составляет часть жилого фонда города. Неоднократно инициировался процесс возврата комплекса верующим, но пока, как и с Преображенским монастырем, ничего не меняется.

Но с 90-х годов XX века началась вторая жизнь монастыря. За короткий период времени была облагорожена территория и отреставрированы храмы, которые сегодня являются объектами культурного наследия. Многие приезжают полюбоваться на красивейший ансамбль, а также поклониться святыням обители, коими являются список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей подвижника. Святыни находятся в храме Всех Святых на территории Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.

 
При подготовке описания местности использованы материалы сайтов: nashural.ru, dzen.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться