Дом-музей Александра Грина в городе на Вятке [VI/30292]
Описание окружающей местности
Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
А. Грин
Пролог – как возникла мысль создать тайник
Собираясь в поездку в Вятку (как же мне не нравится советское переименования города в Киров!), я, конечно, как давно увлечённый игрой геокешер, не только ознакомилась с тамошними тайниками, но и, как всегда делаю, с историей, интересностями и достопримечательностями города. Узнав, что в городе есть набережная Грина и на ней памятник писателю, что имеются и скульптуры персонажей из его произведений – Ассоль, Бегущая по волнам (скульптурной Фрези Грант даже посвящён один наш тайник), я слегка удивилась и очень заинтересовалась. В своё время, отдыхая в Феодосии, я побывала в доме-музее Александра Грина. Знала, что его жизнь и судьба были тесно связаны с Крымом. А вот какая связь Грина с Вяткой – к своему стыду не знала. Стала читать, знакомиться с его биографией, и всё прояснилось.
Мой интерес к Александру Грину объясняется просто – где-то в классе седьмом или восьмом я зачитывалась его рассказами, повестями и романами. В домашней библиотеке у нас было очень много книг, и среди них шеститомное издание писателя-романтика. Как сейчас помню, в светло-серой обложке с лаконичным оформлением – инициалы и фамилия писателя в бело-красном варианте, и внизу таких же цветов волнистые линии – морские волны, вздыбленные вольным ветром.
Помню, как мне нравилось не только взахлёб читать, но и подолгу рассматривать прекрасные иллюстрации в этих книгах. Сейчас специально нашла, кто же тот талантливый художник. Оказалось – Савва Бродский. Некоторые иллюстрации мне так нравились, что я перерисовывала их на большие альбомные листы. Особенно удался мне портрет Ассоль – нежное, полное страстной надежды и ожидания личико Ассоль, в профиль на фоне корабельных снастей и парусов. Если хорошенько поискать-порыться в своих архивах некоторых старых вещей и предметов из той, уже такой далёкой, но такой прекрасной и тоже полной надежд и ожидания любви и счастья жизни, то этот рисунок, думаю, можно найти.
Рассматривая сейчас лица девушек на картинах-иллюстрациях С. Бродского – и не только к «Алым парусам», но и другим произведения Грина, например, к «Дороге никуда» – я вдруг увидела и поняла, что они очень напоминают черты лица Анастасии Вертинской – худенькое личико, заострённый носик, удивительно притягательные слегка раскосые, восточного разреза глаза. Возникла мысль, – это влияние экранизации «Алых парусов», вышедшей на экраны в начале 1960-х.
Оказалось, что в Вятке есть и дом-музей Александра Грина, который я решила обязательно посетить. И посетила. Вот так и был создан этот тайник.
Краткая биографическая справка
Я не собираюсь детально переписывать здесь всю биографию писателя. Кому интересно – найдёт и прочитает сам в энциклопедиях или интернете. Дам лишь основную справочную информацию, в основном касающуюся Вятского периода жизни писателя.
Грин – это литературный псевдоним Александра Степановича Гриневского (род. 11 [23] августа 1880 г., Слободской, Вятская губерния, Российская империя – ум. 8 июля 1932 г., Старый Крым, СССР).
Семья перебралась в Вятку, когда Грин был ещё грудным ребенком. Там он прожил до 16 лет.
Маленький Саша научился читать и писать в 6 лет, и первой прочитанной книгой стала «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Грин очень любил читать книги о море, кораблях, мореплавателях и путешествиях. Мечтал поступить матросом на корабль и бороздить моря и океаны. Поэтому несколько раз пытался убежать из дома. В воспитании юного Грина родители бросались в крайности – то безмерно баловали, то ругали и строго наказывали, то вообще не обращали на него внимания. Вот как сам Александр Грин пишет об этом периоде своей жизни в Автобиографии:
«Мои две сестры и брат (родившиеся позже меня) не имели никакого значения в моей жизни, кроме личных, очень хороших с ними отношений, и поэтому говорить о них я не буду. Детство мое было не очень приятное. Маленького меня страшно баловали, а подросшего за живость характера и озорство – преследовали всячески, включительно до жестоких побоев и порки... Мои игры носили характер сказочный и охотничий. Мои товарищи были мальчики-нелюдимы. Я рос без всякого воспитания. В десять лет отец купил мне ружьё, и я пристрастился к охоте».
В 1889 году девятилетнего Сашу отдали в подготовительный класс Вятского реального училища. Там ученики впервые дали ему прозвище «Грин». В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае неисправления он может быть исключён из училища. Всё же Александр смог окончить подготовительный класс и поступить в первый, но в третьем классе он написал оскорбительное стихотворение об учителях, и 15 октября 1892 года был исключён из училища. По ходатайству отца мальчик был вскоре принят в городское училище, имевшее в Вятке не очень хорошую репутацию.
В 14 лет мальчик-подросток остался без матери, умершей от туберкулёза. Вскоре отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой не сложились, и он поселился отдельно от новой семьи отца. Впоследствии атмосферу тогдашней провинциальной Вятки Грин охарактеризовал как «болото предрассудков, лжи, ханжества и фальши».
Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. В Автобиографии Грин пишет: «Начав читать с шести лет, я читал всё, что под рукой было, сплошь, от «Спиритизма с научной точки зрения», до Герштекера и от Жюля Верна до приложений к газете «Свет». Тысячи книг сказочного, философского, геологического, бульварного и иного содержания сидели в моей голове плохо переваренной пищей».
В 1896 году, окончив четырёхклассное Вятское городское училище, 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в Автобиографии) бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал. В конце концов, он обратился к другу отца, устроил его матросом на пароход «Платон», ходивший по маршруту Одесса–Батум–Одесса. Один раз Грину удалось побывать за границей, в египетской Александрии.
Однако моряка из Грина не получилось – мечты и фантазии оказались далеки от реальности. Он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль. В 1897 году Грин вернулся назад в Вятку, провёл там год и снова отправился на поиски иной, не рутинно-однообразной жизни, на этот раз в Баку. Там перепробовал много профессий – был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Летом вернулся к отцу в Вятку, но потом опять отправился странствовать. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком. Как хорошо написал в своей книге «Романтический мир Александра Грина» Вадим Ковский: «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море; и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег – в ненавистную, обывательскую Вятку; унылый, чопорный, глухой город» с его догматом "быть как все", с атмосферой напряженной мнительности, ложного самолюбия и стыда; Вятку, где он залечивал раны и вновь отправлялся в "жизнь"».
В феврале 1902 года Грин был предан суду (продал золотую цепочку, похищенную его соседом по съёмной квартире), но коллегия присяжных Вятского окружного суда оправдала его. После суда Грин на некоторое время прервал череду странствий и, возможно, что под давлением отца или устав от неудачных путешествий, поступил на военную службу – рядовым в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, расквартированный в Пензе. Нравы воинской службы усилили революционные настроения Грина. Спустя полгода он дезертировал, был пойман в Камышине (недалеко от Саратова), снова бежал. В армии Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске. Грин получил партийную кличку «Долговязый» и присоединился к борьбе с ненавистным ему общественным строем. Он занимался пропагандой среди рабочих и солдат разных городов. Был арестован, осуждён и 15 мая 1906 года отправлен в ссылку в Тобольск. Впоследствии Грин не любил рассказывать о своей эсеровской деятельности.
1906–1908 годы стали переломными в жизни Грина. Самое главное – он стал писателем. Летом 1906 года Грин написал два рассказа – «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Потом последовали и другие рассказы, которые стали публиковать. Через два года в Петербурге у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка» (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»). Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, который был совсем не похож на эсеровский.
И ещё одним значительным событием стала женитьба на «тюремной невесте» Вере Абрамовой. Эта история началась в 1906 году в Выборгской тюрьме Петербурга. Вера, которую попросили навестить эсера Гриневского, назвавшись его невестой, пришла на свидание к заключённому, которого арестовали на улице за призывы к революции. Девушка никогда не была лично знакома с заключенным Гриневским, но состояла с ним в переписке, его письма ей нравились.
Брак продлился пять лет – Верочка попросила развода, после того, как Грин, сблизившись с писателем А.И. Куприным, стал частенько с ним весело и разгульно проводить время.
В 1918 году Александр Грин стал бойцом Красной Армии. Там он заболел сыпным тифом. Слабый, едва стоявший на ногах Грин оказался в Петрограде. Ему помог Максим Горький – выхлопотал академический паёк и комнату в Доме искусств. Именно там были написаны «Алые паруса». Голодный, нищий и больной Александр Грин создал прекрасную романтическую феерию о любви, надежде и вере в чудо, которая наполняет светом, теплом и добром вот уже многие поколения читателей.
Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой, с которой он познакомился ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». В течение последующих 11 лет, отведённых Грину судьбой, они не расставались, и оба считали свою встречу подарком судьбы. Именно Нине Грин посвятил свои «Алые паруса».
Получив гонорар за свой первый роман «Блистающий мир», Грин совершил поездку в Крым, которая и натолкнула его на мысль перебраться к морю навсегда. В 1924 году семья купила квартиру на Галерейной улице, дом 10 в Феодосии и переехала туда. Осенью 1930 года они переезжают в Старый Крым – жизнь там была немного дешевле. Иногда Грин ходил через горы в Коктебель к Максимилиану Волошину. Этот маршрут популярен сегодня среди туристов и известен как «Тропа Грина».
Александр Грин умер 8 июля 1932 года на 52-м году жизни в Старом Крыму от неизлечимой болезни. Похоронен на городском кладбище Старого Крыма, на месте, откуда видно море. Позже на могиле писателя установили памятник «Бегущая по волнам».
Вот такая непростая и нелёгкая жизнь была у самобытного талантливого писателя, создавшего удивительную страну Гринландию.
За четверть века (1906–1932 годы) Александр Грин написал и опубликовал около 400 произведений – 6 романов, около 350 повестей и рассказов, автобиография, стихи. Некоторые произведения увидели свет уже после его смерти. При жизни Грина вышли 24 авторских сборника. В 1965 году было издано первое послевоенное собрание сочинений писателя в шести томах, В последующие годы выходили и другие издания его творческого наследия. Особую популярность произведения Александра Грина получили, начиная с 60-х годов прошлого века. Широко известны и любимы экранизации по его произведениям, постановки спектаклей в театрах, радиопередачи. Его именем названы улицы в разных городах, библиотеки и школы, созданы музеи, возведены памятники. В его честь стали устраивать многие мероприятия – фестивали песни, конкурсы, научные чтения. А какой популярностью пользуется феерический праздник выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге известно каждому.
Дом-музей Александра Грина
Музей был открыт 23 августа 1980 г. к 100-летию со дня рождения Александра Грина. Инициатором его создания стала неравнодушная общественность города. Дом-музей входит в группу Кировского областного краеведческого музея, его ежегодно посещает около 10 тыс. человек.
Музей располагается в симпатичном одноэтажном каменный доме с мезонином. Дом признан памятником истории и культуры федерального значения. Краеведы выяснили, что семья Гриневских жила в Вятке именно на нынешней улице Володарского, которая раньше называлась Никитской. На месте этого здания на рубеже XIX–XX веков находился деревянный дом солдатки Александры Ивановой, здесь семья Гриневских прожила около шести лет, до 1894 года. В 1902 году деревянный ветхий дом на Никитской был снесен новым хозяином – подрядчиком А.Г. Морозовым. На месте старого дома в 1906 году по проекту архитектора Эмиля Нюквиста был построен небольшой по размерам каменный одноэтажный особняк с мезонином, где сейчас и располагается музей.
Музей совсем небольшой – всего несколько комнат. Экспозиция рассказывает о жизненном и творческом пути Александра Грина. Главным замыслом авторов музея было стремление показать истоки творчества писателя, духовное становление личности. Наиболее значительное место в музее отведено детским и юношеским годам будущего писателя, проведённым им в Вятке.
В первом зале музея – «Детской» – воссоздана атмосфера комнаты ребёнка XIX века. В углу стоит этажерка из дома Н.С. Гриневского, сводного брата Грина, жившего в г. Котельниче. Она заполнена книгами и учебниками. Книг в доме Гриневских было много. Юный Грин обожал читать. Здесь вы увидите уникальный предмет – это книга, собственноручно переплетённая Александром. Этим занятием мальчика увлёк учитель Г.И. Пинегин. Биографы утверждают, что в детстве он переплёл около 100 книг.
В этом же зале представлены и предметы для детских игр – деревянная лошадка на колёсиках, с которой играли маленький Саша, его брат и сёстры. На стене висит шомпольное ружьё – отец пристрастил мальчика к охоте. Здесь же лук и стрела – подобные мальчик мастерил из ивы с тетивой из бечёвки в период увлечения охотой. На тумбочке разложены рыболовные принадлежности, коллекция бабочек, стоит большой круглый будильник.
Обязательно обратите внимание на два экспоната, напрямую связанные с Грином и его семьёй. Это готовальня с набором чертёжных инструментов. Она принадлежала отцу писателя, но Саша тоже пользовался ею.
А ещё довольно большой кусок разноцветной уральской яшмы – этот сувенир Александр привез в подарок своему отцу с Урала.
Второй зал – «Гостиная». Здесь представлена типичная обстановка комнаты простого служащего конца XIX века. Здесь вы увидите коллекцию мебели, часть из которой принадлежала семье Е.С. Сергиева, смотрителя губернской земской больницы, друга отца Александра Грина – деревянный буфет, стулья, диван и даже скамеечка для ног. Есть наборы посуды, самовар, керосиновые лампы и другие предметы быта семьи Гриневских. На стене висит старинное зеркало в массивной деревянной раме.
Третий зал, я бы сказала, посвящён любви писателя к морю, которую он пронёс через всю жизнь. Сюжеты и события во многих его произведениях связаны с морем – разворачиваются в море или приморских городах. Известнейшие произведения Грина – «Алые паруса», «Бегущая по волнам» – связаны с морем.
Ваше внимание привлечёт рында (корабельный колокол), деревянный штурвал и канаты на фоне алых парусов. Есть и китель моряка, и парадная форма капитана третьего ранга. Разные удивительные мелочи: подзорная труба, подсвечники, пуговицы в форме якорей, морские раковины. Всё это напоминает о романтических мечтах Грина о морских просторах.
В этом же зале устраиваются временные выставки. Когда я посетила музей, в начале сентября 2023 года, там была выставка, посвящённая 100-летию выхода в свет повести-феерии А.С. Грина «Алые паруса». Меня привлекли картины казанской арт-группы «Бегущие по волнам» в составе Лады Аюдаг и Тани Тэнчь. Картины в необычном стиле – художницы пишут каждая на своей половине холста, создавая в итоге единую композицию. 10 картин, выполненных акрилом на холстах, отображают, как современные девушки и юноши видят свою мечту через призму алых парусов. Было интересно угадывать, какая профессия скрывается за образами в каждой картине.
Экспозиция в четвёртом зале называется «Александр Грин и современность». Здесь представлены книги на русском и иностранных языках, изданные после смерти писателя, исследования о его творчестве, кадры из кинофильмов, сцены из спектаклей, поставленных по произведениям А.С. Грина, значки, экслибрисы, картины современных художников, иллюстрации к книгам, скульптуру. Вы также узнаете о фестивалях и других мероприятиях, посвящённых памяти писателя.
Сотрудники музея очень приветливые и доброжелательные. Советую взять экскурсию. А после просмотра, если вам понравился музей, пожалуйста, оставьте свой отзыв в Книге отзывов. Я лично оставила свой – мне музей понравился.
Адрес музея: г. Киров, ул. Володарского, дом 44.
Интернет-сайт музея: https://muzey43.ru/branches/muzej-grina/
Записаться на экскурсии и узнать информацию о режиме работы музея можно по телефонам: +7 953 944 7230, +7 (8332) 35-07-87
Режим работы::
Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30).
Четверг: с 12:00 до 20:00 (касса до 19:30).
Первый четверг месяца – санитарный день.
Понедельник – выходной день.
Стоимость билета (на август 2025 года):
Взрослые: вход 200 руб., с экскурсией – 250 руб.
Пенсионеры, школьники, студенты, инвалиды I и II групп, военнослужащие (проходящие военную службу по призыву) – 150 руб., с экскурсией 200 руб.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дошкольники –100 руб., с экскурсией 150 руб.
Использованные материалы:
Википедия.
Владимир Березин. О Грине // Нева. 2006, № 5. Электронный ресурс: https://magazines.gorky.media/neva/2006/5/slovo-ob-aleksandre-grine.html
Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма. Феодосия; М.: ИД Коктебель, 2005.
Калицкая В.П. Моя жизнь с Александром Грином: Воспоминания. Письма. Феодосия; М.: ИД Коктебель, 2010.
Александр Грин – человек из Несбывшегося. Электронный ресурс: http://www.newfoundglory.ru/index.html
Интернет-сайт Дома-музея Александра Грина. https://muzey43.ru/branches/muzej-grina/







