Описание окружающей местности

В информационной справке по КБЖД указано, что всего на дороге было построено 38 тоннелей и 57 галерей, 41 из которых примыкает к тоннелям. 16 галерей стоят отдельно. На первый взгляд, что тоннель, что галерея смотрятся примерно одинаково – поезд ныряет в темную трубу с одной стороны горы и выныривает с другой. Но, как сказали нам в музее КБЖД: «раз Вы приехали на КБЖД, то уже должны отличать тоннель от галереи». Поэтому, чтобы геокешеры приезжали сюда «подкованными», привожу краткую информацию из справочников по данному вопросу)

Железнодорожная галерея представляет собой вид горного сооружения, напоминает тоннель (!), открывается на селевом спуске, сверху и сбоку. Основное предназначение данной конструкции заключается в защите железной дороги от обвала горной породы на косогоре, а, так называемые селе спуски, применяются для обеспечения прохода горного грязекаменного потока над дорогой. На месте крутого косогора у речного или морского берега, в случае необходимости строится подпорная стена. Она-то и должна удержать откос, не позволяя ему разрушиться. Такая стена может защитить железную дорогу от подмыва, когда вода уже соприкасается с основанием путей.

Как правило, основные несущие конструкции галереи включают: сплошную откосную стену, прилегающую к возвышающемуся горному откосу; сквозную ограждающую стену с противоположной стороны проезда; сплошное перекрытие, опертое на откосную и ограждающую стены. Галерею всегда желательно располагать на горном склоне так, чтобы по возможности избежать непосредственного падения на нее обвальных масс. Для уменьшения динамического воздействия камней и снега галерею покрывают наклонной засыпкой из каменного материала толщиной до 2-3 м. Наружная часть галереи может быть сплошной с проемами для освещения и вентиляции или же открытой с опорами в виде отдельных стоек. Сборные конструкции железобетонных галерей монтируют из готовых блоков на месте при помощи крана. Сборная галерея обычно имеет перекрытие из ребристых балочных элементов, опирающихся на продольный прогон, лежащий на стойках, тоже представляющих собой готовые элементы. Со стороны откоса иногда требуется опора для закрепления грунта горного склона. Эту опору делают в виде массивной подпорной стенки, способной воспринимать давление грунта. При наличии на месте строительства естественных каменных материалов, пригодных для возведения искусственных сооружений, галереи могут быть возведены каменными. Каменные галереи делают арочной конструкции со сводом, опирающимся на массивные внутреннюю и наружную стенки. Для предохранения несущих конструкций галереи от проникания в них влаги верхнюю поверхность перекрытия и обращенную к горному склону поверхность внутренней стенки покрывают гидроизоляцией. Защитные галереи рассчитывают на давление снега или горной породы, могущих задержаться на ней, на удар падающих масс, а также на усилие, передаваемое при сползании обрушившихся масс по защитной засыпке.

Если двигаться по старой трассе Транссиба от Порта Байкал в сторону Слюдянки, то на 77 км нам встретится первое подобное сооружение – отдельно стоящая каменная противооползневая галерея №1. Галерея построена в неглубокой выемке. Имеет длину 83 метра. В поперечном сечении имеет параболическую форму, при этом высота и ширина галереи составляют 9 метров. Галерея предназначена для двух путей. В плане имеет форму кривой с радиусом 300 метров. Строительство этой галереи шло с 17 апреля по 1 августа 1904 года. После 1962 года путь, лежавший у подножия скал, был демонтирован. Летом 1988 года была произведена замена путей на КБЖД - в туннелях и в ряде других мест их переложили посередине. До этого рельсы лежали на месте оставленного 2-го пути КБЖД, ближе к Байкалу.

 

Литература

https://vk.com/@anthraxurbex-kbzhd-doroga-v-maritui

https://ok.ru/krugobaikalka/topic/155184855527469

https://www.magicbaikal.ru/round-baikal-railway/galleries.htm

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться