Описание окружающей местности

Так ли часто мы задумываемся над теми вещами, которые нас окружают? К существованию которых мы привыкли настолько, что даже минутное их отсутствие уже вызывает неудобство. Если это не является сферой Ваших профессиональных интересов, то наверняка нет.
А между тем, практически не задумываясь, входя в темную комнату, мы ищем выключатель и стремимся включить свет. В некоторых случаях, даже перегоревшая в ванной комнате лампочка может сорвать все планы на день.
Вспомнив такие, наверняка случавшиеся с каждым ситуации, времена, когда лампочек не было и в помине даже и вообразить страшно. Как тогда жили люди? Что за «темные» времена были…

Но, если заглянуть в историю изобретений и открытий, то выяснится, что времена эти были и не столь уж далекими. Только в 1873 году привычную и используемую в наши дни лампочку накаливания изобрел русский инженер Александр Николаевич Ладыгин (1847-1923) .
Александр Николаевич Ладыгин родился в селе ныне именуемом Ивановка. Ранее село принадлежало Ивану Ладыгину и носило имя своего владельца- Ладыгино. Входило в состав Сокольского уезда, о чем имелась соответствующая запись, датированная 1742 г.
Несомненным украшением села служила церковь, ныне частично разрушенная. Оригинальная конструкция всего ансамбля, а особенно колокольни, и в нынешнем состоянии представляют из себя зрелище восхитительное, захватывающее и величественное.
Историческую справку об усадьбе смотрите в конце раздела. Сейчас же продолжим  рассказ об изобретению лампы.
Так уж получилось, что история обычной электрической лампочки, или говоря по -научному, лампы накаливания, к сожалению, очень похожа на истории многих других изобретений, сделанных в России. Об этом хорошо сказано в докладе Пио-Ульского Г.Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. - Белград. - 1939. - 61 С. Доклад был прочитан в 1938 г. в Союзе русских инженеров в Белграде и опубликован уже после смерти Пио-Ульского. «Отсутствие своевременного признания русскими людьми величины своих крупных людей и, я бы сказал, отсутствие в этом смысле национальной гордости сделали то, что во многих областях науки и техники русские творческие имена, связанные с теми или иными крупными идеями, мало помалу стушевались, и всемирным признанием творцов этих последних почитаются часто люди, ловко и своевременно использовавшие результаты достижений русского гения. За примерами ходить недалеко. Стоит только вспомнить, что девять лет тому назад американцами был отпразднован юбилей изобретения Эдиссоном электрической лампочки накаливания. По этому поводу в парижской печати появилось указание, что еще в мае 1878 г. Avenue de lХ Opera в Париже была освещена лампочками нашего соотечественника Яблочкова. На основании этого французская печать считала, что юбилей электрической лампочки следует праздновать не в Соединенных Штатах, а во Франции и чествовать не Эдиссона, а русского изобретателя. Лампочка Яблочкова была прообразом современной дуговой лампы, в которой процесс горения происходит в воздушной среде, тогда как в лампочках накаливания он происходит в безвоздушной среде и изобретателями этих лампочек являются Ладыгин и Дидрихсон. Посвященная этому предмету и помещенная несколько лет тому назад в одной из русских эмигрантских газет статья инженера Гофмана представляет для русских людей исключительный интерес, так как, с одной стороны, открывает истину, приятную для русского самосознания, а с другой - ярко свидетельствует о неумении русских людей гордиться своими достижениями и оберечь русское творчество от посягательства иностранцев [...]»
Источник: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1185560

В наши дни, нет даже четко определенной даты изобретения. Одни источники сообщают о том, что «заставить светиться угольный стержень в стеклянном сосуде с откачанным воздухом сумел еще в 1872 году русский ученый А. Н. Ладыгин.» Другие же указывают, что это произошло в 1873 г.
Зато с американским продолжателем «лампочного» дела Томасом Эдисоном все известно довольно четко. Тут все источники единогласны: создать надежную, достаточно долговечную и недорогую лампочку, наладить ее производство ему удалось в 1878 году. Кстати, в его первых лампочках в роли светящейся нити накаливания выступала обугленная стружка японского бамбука.
Однако, Эдисону не удалось получить патент на, якобы, свое изобретение, потому что 11 июля, в 1874 году русский электротехник Александр Ладыгин получил патент N 1619 на изобретение лампы накаливания. Изобретение было запатентовано в Великобритании, Австро-Венгрии, Франции, Бельгии. Если первоначально телом накала служил тонкий стерженек из ретортного угля, то затем Ладыгин стал использовать вольфрам. Эта вольфрамовая нить используется в лампах и в наши дни.
Зато с тех самых дней все крупнейшие производители ламп накаливания из разных стран мира пытаются доказать, что к изобретению столь удобного и востребованного уже более 135 лет предмета причастны пра-прадедушки и дедушки нынешних директоров компаний, и что лампочка накаливания на самом деле уже отпраздновала разве что не 200-летний юбилей. Оставим эти споры на их совести.
В России же об инженере Ладыгине, по-прежнему, известно мало. Ладыгин стал одним из тех многих эмигрантов, упоминать имя которого во времена Советской власти было рискованно. После 1916 года изобретатель лампы накаливания работал за границей и умер в США.

P.S. Интересующимся историей освещения рекомендуем обратиться к учебникам по физике и электротехнике, в частности по данному вопросу можно материалы, размещенные по ссылке: http://electrolibrary.narod.ru/svetrazvitie.htm

Спустя год после того как был создан тайник,  мы получили письмо от Гендальфа, с рассказом об усадьбе, вернее о самом любопытном строении-  о колокольне:

Ивановская колокольня напоминает мусульманский минарет или маяк. Она, как и храм, носит имя Иоанна Предтечи и находится у подножья древ­него кургана, в котором якобы похоронен легендарный та­тарский военачальник Субедей, в русском произношении Суботей.
    Церковь же построена в 1796 году по проекту известного архитектора Н. А. Львова - близкого друга вла­дельца имения Петра Лукича Вельяминова. По сведениям талантли­вого русского художника Н. А. Бенуа, «курьёзнейшую колокольню в виде маяка» возвел выдающийся итальянский зодчий Томазо Адамини в 1796 году. Как утверждает липецкий краевед А. Яблонский, про­ект колокольни был сделан для Липецка, в частности, для Христорождественского собора, являющегося главным собором города, но по каким-то соображениям городские власти от него отказались. Вероятнее всего столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашел слишком сильных противников в Тамбовской епархии. Тогда-то П. А. Вельяминов и воспользовался им, благо, средств у него для строительства имелось предостаточно. Но самое интереное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачёво в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причем колокольня в Арпачёво построена ещё в 1782-1291 гг., то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке.
    Правда, в народной памяти сохранилась и другая инфор­мация. Старожилы доказывали, что колокольня была постро­ена гораздо раньше. И сделал это какой-то крупный воен­нослужащий из семейства Лодыгиных, давшего людям все­мирно известного изобретателя лампочки накаливания.
    По возвращении из какой-то очередной Крымской кам­пании он привез с собой пленную татарку необычной кра­соты - любимую дочь султана - и сделал ее своей на­ложницей. Татарка эта якобы была дочерью крымского хана.
    Молодая женщина сильно тосковала по своей далекой ро­дине. Тогда ее владелец приказал возвести для нее высокую башню в виде мусульманского минарета (татарка была мусуль­манкой). Туда она будто бы ежедневно поднималась по внут­ренней лестнице и подолгу смотрела поверх широкой степи в ту сторону, откуда завезли ее в наши просторы.
    Существует и другое мнение. Данное сооружение является сторожевой башней, с высоты которой дозорные наблюдали за приближением кочевых орд из "дикого поля" и в случае  опасности оповещали Сокольск, Романов и другие сторожевые пункты Белгородской засечной черты.
    В настоящее время легендарная колокольня продолжает вет­шать и разрушаться.
Многие краеведы, и в первую очередь А. Яблонский и А. Клоков, много лет подряд устно и письменно поднимают вопрос о ремонте этого интересного памятника. Но воз и ныне там...
 
Использована литература: Ветловский Д., Сушков М., Тонких В. "Добринский край. Страницы истории", Липецк, 2003; Клоков А.Ю., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка. - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться