Церковь Спаса, иже на Медведех [VI/30143]
Описание окружающей местности
Вот как описывается Спасская церковь в деревне Медведево Ржевского района в старых источниках:
«Село Медведево, от Твери 130 верст, от Ржева 10 верст.
Церковь Спасская, построена в 1796 году, каменная, престола три: в холодной Нерукотворного Образа Господня, в теплой: южный Святителя Николая, северный Преподобного Сергия Радонежского.
Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1827 года, план на землю».
А история образования этого населенного пункта, да и церкви очень интересна. Ознакомьтесь с ней.
«...Около 500 лет тому назад (отсчет от середины XIX века) летописец записал: ржевский князь, охотясь на медведя на сем холме, попал под зверя. С молитвою Николаю чудотворцу, охотник напряг все силы, применив холодное оружие, сумел освободиться из-под лап «хозяина леса».
В память такого чуда князь строит на этом месте церковь во имя Мир Ликийского чудотворца Николая, и дает ей еще одно мирское название: «Церковь Спаса, иже на Медведех». Там появился погост и село Медведево.
Владел округом и селом боярин-помещик. Церковь же и духовенство того времени (примерно 1439 - 1440 годы) были одной из статей, обслуживающих хозяйства такого барина. Деревенское духовенство ничем не отличалось от крепостных; такие же были малограмотные, занимались той же мужицкой работой, одевали те же лапти, чуни, поддевки и кожуха. В попадьи брали из верующих крепостных и наружностью походили на них; носили бурнусы, поскоинные ферзь и станушки.
...Во времена царствования Елизаветы Петровны как гласит документ, хранившийся в церковном архиве, после пожара от «божьей немилости» истребивший от удара молнии деревянную церковь, церковники ходатайствовали об отводе им лесу в количестве 4 десятин поближе к пожарищу для заготовки необходимой древесины, пригодной для восстановления церкви. Просьба была удовлетворена, лес рубили за околицей села Медведьево.
В то же царствование, помещик Култашев решил противопоставить себя стихии другим путем. Он своими силами и на свои средства в 1738 году строит кирпичную церковь с металлической крышей. На колокольню вешает знаменитый подбор церковных колоколов «малинового звона» (благо он лично заведовал всеми колокольно-литейными заводами России).
И далее, автор исторического «реферата» сообщает: «Генеральное межевание в XVIII веке разбило владетелей на обособленные хутора. Лучшие земли, у самих огородов были переданы церкви. Барщинные пашни были расширены до 9 десятин на душу. Остальная пашня пошла в обрезки и заросла лесом. Вот почему в названиях пустошей с лесом сохранилось название «село». Село - церковно-славянское слово, обозначающее поле».