"Наилучшая и отменной величины сего рода дичина" [VI/30124]
Описание окружающей местности
Создан и опубликован в День городового праздника в Пинеге
В 2023 году Пинега отмечает своё 886-летие. В любой энциклопедии можно прочитать, что первое письменное упоминание о Пинеге относится к XI веку. На раскопках в Новгороде была найдена княжеская деревянная пломба, на которой написано: «В Пинезе 3000». Но местные краеведы, кажется, до сих пор ничего не знают об этой находке и возраст села отсчитывают от грамоты 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, в которой говорится о Пинеге. Столь богатая история, потрясающей красоты ландшафты, обилие в самом посёлке и в его окрестностях исторических памятников и уникальных природных объектов – карстовые пещеры и провалы, водопады, Пинежский природный заповедник со сказочной фауной, флорой и северными орхидеями, Красная горка с разрушающимся храмом и самой высокой в Архангельской области видовой точкой, уникальный и креативный лесной отель «Голубино» – могли бы стать местом паломничества для туристов. Однако ехать сюда отваживаются немногие. Жуткая дорога, по которой относительно комфортно можно проехать по зимнему насту или в летнюю сушь, становится попросту опасной в период межсезонной осенне-весенней распутицы, тёплой зимы с гололёдом или снежной кашей, или в дождливое время. А вот для тех, кто ищет аутентичности и не боится определённого экстрима, здесь раздолье!
Вообще, люди жили в этом северном крае с незапамятных времён. В окрестностях Пинеги найдены каменные орудия труда и два редких бронзовых топора. Это следы жизни древнего финно-угорского населения, прозванного новгородскими поселенцами «чудь белоглазая». Не одно поколение исследователей ломало голову над тем, что это за «чудь» такая? Недавно загадку разрешил один московский этнограф, который не стал заниматься теоретическими изысканиями, а просто проехался по деревням Пинежья, где набрал достаточное число желающих причислить себя к народности «чудь». Как говорят пинежане, интересовали этнографа светловолосые и светлоглазые жители с «чудным» говором. Теперь «чудь» присутствует в официально утвержденных правительством алфавитных перечнях языков и национальностей России. Старое русское слово здесь издавна хранили пинежские сказители. Самая знаменитая из них – Мария Дмитриевна Кривополенова, или Махонька, как называли её земляки. Всю свою жизнь Махонька ходила по окрестным деревням с сумой, распевала былины, а её за это благодарили, кто чем мог.
«У пинежан каким-то чудным образом сохраняется характерная северная говоря, – отмечает местный краевед Галина Александровна Данилова. – Зимой хиус наметает сумёты. К весне снег зачирел. На льду слуз. Хлебают губницу, в паужину едят молоко. Руки вытирают спичником. Рёлка в реке, прогалызок в небе, на повети заброшены лузан и пехтерь». От этой россыпи, ещё хранящихся по далёким деревням слов, в языке «пинежан-горожан» остались только осколки. Впрочем, в отдаленных деревнях на Пинежье ещё живут старушки, которые рассказывают заезжим путешественникам «бывальщины» из своей долгой жизни этой особой северной говорью... Однако, перебравшись в уездный центр, внуки крестьян упрямо хранят свой особый жизненный уклад. Вот по субботам весь город топит бани, и нет силы, которая могла бы нарушить этот веками сложившийся обычай! Горожане знают много колен своих предков. В Пинеге рода живут столетиями. По фамилиям можно безошибочно определить: этот – с правого берега Пинеги, тот – из Ваймуши, а те – из Соялы.
А ещё в Пинеге сохраняют традиции лесных промыслов. Александр Борисов, русский художник, прославивший Арктику, так рассказывал о промыслах жителей Пинеги: «Главный источник пропитания этих людей – промыслы на лесного зверя и птицу. Для этой цели осенью нагружают они небольшие лодки съестными припасами, домашней утварью, берут свинец, порох и целыми артелями отправляются на два месяца далеко от посёлков, вёрст за 200-300 и дальше в лесные курные избушки. По прибытии на место всё выгружают из лодок и на себе разносят в те избушки, которые отстоят друг от друга на 15-25 вёрст. Таким образом, разнеся всё по избушкам, сами поселяются поодиночке... Целую неделю бродит (охотник) вокруг избушек за 10-20 вёрст, стреляет, что попадёт под руку. В воскресенье они собираются в одной центральной избушке для того, чтобы узнать, все ли живы и не случилось ли чего. И если кто-то не пришел, значит, что-то с ним случилось. И они идут проверять». По лесу до сих пор стоит много избушек, в которых каждый нуждающийся может переночевать. Они всегда открыты – заходи, передохни, обессилевший путник, и оставь в сохранности другому.
До сих пор охота, рыбалка, сбор ягод и грибов – важная часть жизни пинежан. Чуть ли не каждые выходные, независимо от сезона, пинежские мужчины отправляются на рыбалку. Покупать рыбу считается дурным тоном. Как и картошку :) Пинежская рыбалка – не развлечение, а способ жизни. Туда ходят «добывать». Как и на охоту. Открывается сезон, и местные отправляются в леса. Бьют лося, рябчика, куропаток. Единицы делают это на продажу. Мясо приносят домой, замораживают впрок или делят с друзьями. И на рыбалку так же ходят, вместе. В конце улов складывают в общий котёл и делят поровну. Летом ходят «по ягоды». По ранней осени, утром до работы, семьями выезжают «на грибы». У всех есть свои места, но про них чужакам не расскажут – этими грибами самим всю зиму питаться!
Многие из вас наверняка знают, что первопричиной появления рябчиков на гербе города Пинега стало обилие этой птицы в пинежских лесах. Но далеко не все догадываются, каковы были масштабы птичьего промысла.
Рябчики стали отличительным признаком Пинеги 2 октября 1781 года. Екатерина Великая подписала Указ о даровании герба. Императрица вообще очень многое сделала для развития Пинеги: перенесла центр из Кевролы, учредила город, нарисовала генеральный план... Наверное, если когда-нибудь в Пинеге будет движение по установке памятников, то Екатерина II должна быть первой в очереди :)
Рябчик же и до этого периода и после, был одним из основных товаров, которые продавались на пинежских ярмарках и транспортировались в центральную часть государства. Эту птицу поставляли к царскому столу. Мясо у рябчика очень вкусное, оно мягкое, быстро жарится и обладает высокой полезностью. За 1913 год было добыто 91 тысяча рябчиков! Средний вес одной птицы около 400 грамм, следовательно за этот год из Пинеги было вывезено порядка тридцати тонн добытых рябчиков! Рябчиков не стреляли, а ловили в специализированные силки, в которые закладывалась приманка.
Обычные места обитания рябчика – хвойные, преимущественно еловые леса с примесью березы, осины и ольхи, расположенные по близости от водоёмов. Большую часть времени рябчики проводят на земле, свободно перемещаясь по захламлённому лесу в поисках пищи. От опасности уходят или взлетают на ближайшее дерево. Для пинежской тайги, средняя многолетняя плотность в начале зимнего сезона 4,2 особи/кв.км. Рацион питания рябчиков зависит от сезона: летом – это части травянистых растений, осенью – различные ягоды, зимой и весной – почки и серёжки лиственных деревьев. Половой диморфизм выражен незначительно: у самца горло и низ головы чёрного цвета, а у самки серого. Поскольку отличить самца от самки у рябчика в природных условиях практически невозможно, то всех этих птиц охотники называют «рябами». Средний размер выводка пять птенцов. У рябчиков есть такая особенность – если в период кладки забрать несколько яиц, то самочка доложит их снова. Популяция не пострадает – выводок будет в полном составе! Так орнитологи Пинежья получают «материал» для размножения этих птичек.
Пинежский краеведческий музей располагает довольно большой коллекцией чучел животных и птиц, обитающих в лесах Пинежья. В экспозиции, которая называется «Птицы и звери наших лесов» представлены наиболее типичные обитатели северной тайги. Но витрина, в которой находится герой нашего рассказа – рябчик, объединяет птиц из подсемейства тетеревиных. Это самый понятный и легко объяснимый вариант совместного размещения. За одним стеклом находятся близкие родственники – глухарь, тетерев и рябчик. Их «двоюродная сестра» – белая куропатка, заняла своё место в соседней витрине, с обобщающим названием «Гости с севера».
Экспонат изготовлен относительно недавно (по меркам всей коллекции), в 1989 году. С момента своего появления в музее, рябчик находился не среди зверей и птиц, а среди предметов этнографической экспозиции, где рассказывалось о жизни людей на севере. Чучело рябчика занимало причитающееся ему место рядом с гербом уездного города Пинега, предметами охотничьего снаряжения и было связующим звеном в рассказе о природе, истории и традиционных занятиях пинежан. Чучело рябчика в музее одно, и по небольшому внешнему отличию, заключающемуся в чёрном пятне на шее, можно определить, что это самец.
Надеемся, что в своём путешествии по Пинежью, вы встретите множество диких рябчиков :) Но обязательно «загляните в гости» к рябчикам Алёны Вальковой.
Местная мастерица со сказочным именем создаёт скульптуры из ивовых ветвей и дерева, завоёвывает победы на конкурсах арт-объектов и покоряет своими изделиями сердца людей. В 2020 году Алёну пригласила команда «Тайбола» поучаствовать в благоустройстве набережной Северной Двины. Там мастерица впервые попробовала свои силы в создании деревянных скульптур. Попробовала и увлеклась. Местное население подначивало: «Плетёшь, отправляешь в разные города – у нас бы что-нибудь сделала». И Алёна решила воплотить в деревянной скульптуре герб Пинеги – двух рябчиков. Помогали в создании птиц все, кто мог – друзья, родные, местные жители, предприниматели, региональные и федеральные СМИ, приезжие. Кто-то помогал со строительством, кто-то – деньгами, гостинцами или даже инструментами. Так, супруги-туристы подарили мастерице шуруповёрт! Сотрудники парка «Голубино» привезли сваи и вкрутили их. Местный предприниматель дал пиломатериалы. Работники Мезенского дорожного управления привезли песок. То, сколько людей решило помочь, стало неожиданностью для Алёны. «Те, кто помогает строить, все на своих машинах приезжают, тратят бензин, со своим инструментом и расходниками, того же самого масла для пил из своих запасов идёт немало», – рассказала она. Рябчики были созданы за несколько месяцев! Сами скульптуры стоят на винтовых сваях, каркас сделан из бруса и обшит горбылем. По словам Алёны Вальковой, на рябчиков удалось собрать порядка 80 тысяч рублей. На деньги, которые остались, Алёна сделала маленьких рябчиков и подарила их своим помощникам. Пожелаем Алёне удачи в реализации её мечты – создании собственного парка.
23 января 2024 года «Пинежские рябчики» стали победителями в номинации «Въездная группа моего посёлка» в Москве на Всероссийском конкурсе «Моя въездная группа». Конкурс прошёл в рамках президентского нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Было подано 853 заявки из 86 субъектов РФ, в очный финал вышли 156 участников. Представлять рябчиков в Москве приехала сама Алёна Валькова. Защита проекта прошла в Университете Синергия, а торжественное награждение состоялось в Торгово-промышленной палате РФ.
Очень интересная информация: Из прошлого Пинежского края, Потомки поморов, Пинежские бывальщины







