Описание окружающей местности

     Юго-Восточная железная дорога является одной из старейших дорог нашей страны. В период подъема железнодорожного строительства были введены в эксплуатацию: в 1868 году - линия Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, продолженная в 1871 году до Ростова-на-Дону; линии Елец-Грязи в 1868 году, Грязи-Борисоглебск в 1870 году, Борисоглебск - Царицин (Волгоград) в 1870-1871 годы. В 1893 году произошло слияние акционерных обществ Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязевской и Грязи-Царицинской дорог. Было создано Акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее все указанные линии.

    В 1895 году была сооружена линия Харьков-Балашов-Пенза. Ее строительство началось в 1880 году. В 1893 году между станциями Таловая и Поворино, было определено нынешнее место станции Новохоперск. В том же 1893 году началось ее строительство.

    В 1895 году рядом со станцией было построено паровозное депо. Поначалу здание было деревянным и весьма неблагоустроенным: с низкими потолками, печным отоплением, освещалось мазутными факелами. В депо ремонтировались паровозы и паровые котлы. Несколько позднее на месте деревянного было построено кирпичное помещение паровозного депо веерного типа. Это здание в несколько измененном виде сохранилось и по сей день. 1895 год и именно то паровозное депо стали годом и местом рождения Новохоперского ремонтно-механического завода.

    1 октября 1941 года (через 46 лет) паровозное депо было переименовано в Транспортно-ремонтные мастерские паровозной службы Ю-В. ж.д. После переименования депо в мастерские здесь продолжался ремонт малых серий паровозов, котлов для водокачек, механического оборудования для локомотивных депо как Юго-Восточной, так и других железных дорог. В 1961г была произведена реконструкция ТРМ с постройкой главного корпуса, заводоуправления и установкой нового оборудования.

    1 июня 1966 года ТРМ получил статус завода: он стал именоваться Новохоперским ремонтно-механическим заводом министерства путей сообщения. К этому времени предприятие выпускало до 40 наименований продукции, среди которых:

    - пескосушильные установки, выжимные баки, ленточные транспортеры;

    - колонки для заправки тепловозов топливом и маслом;

    - моечные машины для обмывки деталей при ремонте локомотивов и моечные машины для обмывки наружных частей локомотивов и моторвагонных секций.

     Отдельно можно сказать о духовом оркестре и хоре, образованным на станции Новохопёрск в прошлом веке. Интересна судьба создателя духового оркестра Ивана Добрицкого. В начале ХХ века он окончил Петербургскую консерваторию, где вступительные экзамены принимал сам Римский-Корсаков. Добрицкий был дирижёром Уланского придворного полка, который играл на императорских балах. У Ивана был даже подарок от последнего российского Императора – часы из червонного литого золота с гравировкой на внутренней стороне крышки «Ивану Добрицкому. Николай II».
            В связи с предреволюционной смутой часть полка выслали в Тамбов, а вторую часть с оркестром – в Новохопёрск. После революции Добрицкий остался здесь и вместе с оружейным мастером Уланского полка Яковом Серостановым организовал на станции духовой оркестр.
            Первый железнодорожный хор, как известно из рассказов старожилов, появился здесь в 1918 году, и руководил им начальник пожарного поезда Григорьев. Станционные девчата и парни критиковали в своих музыкально-театральных программах бюрократов, нарушителей трудовой дисциплины, лентяев. Практически все участники хора трудились на железной дороге, а свободное время отдавали песне. Самой яркой звездой хора железнодорожников была Александра Деребизова, работавшая кассиром на станции.
            Во время Великой Отечественной войны хор выступал в местном госпитале, который занимал тогда помещение железнодорожной школы. Организовывали и платные концерты, собранные средства шли в пользу Красного Креста и на подарки раненым воинам.

По материалам сайтов:

http://www.rmzhoper.ru/,

https://gudok.ru/zdr/167/?ID=1431321&ysclid=ldld9je7oi722711146

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться