Имени писателя [VI/30035]
Описание окружающей местности
Создан и опубликован в день открытия нового терминала аэропорта
В городе Тоёхара, столице Южного Сахалина при японцах (ныне Южно-Сахалинск), был достаточно крупный аэродром Осава. В 1930-х годах существовала авиалиния Токио – Сендай – Аомори – Саппоро – Тоёхара компании «Авиалинии Великой Японии». Аэродром имел бетонную ВПП длиной 1200 метров. После победы над Японией в 1945 году Осава стала использоваться как главный аэродром уже советскими Военно-воздушными силами (гражданский воздушный флот в это время подчинялся ВВС). В марте 1947 года в аэропорту Южно-Сахалинска был создан собственный 38-й авиатранспортный отряд (АТО). 38-й АТО стал базовым для двух самолетов Ли-2, а в июле 1948 года к ним добавился С-47. В двухэтажном деревянном здании японской постройки разместилась первая авиационная администрация Сахалинской области. В 1950 году 38-й авиатранспортный отряд был реорганизован и на его основе создано 24-е авиатранспортное звено. Именно летчики 24-го звена проложили первую воздушную трассу на Курильские острова. В 1955 году произошло объединение летного парка Александровск-Сахалинского и Южно-Сахалинска и сформировался 147-ой объединенный авиаотряд с базой в Южно-Сахалинске. Гражданские рейсы на Курильские острова появились в 1950 году. В 1951 году аэродром «Южно-Сахалинск» (Большая Елань) начал принимать самолёты Ил-12, которые летали в Хабаровск, Оху, Шахтёрск, Кировское (Тымовск) и на южные Курильские острова. На этих самолётах появилась возможность выполнять пассажирские перевозки из Южно-Сахалинска в Москву. Полётное время составляло около 28 часов. Полёт выполнялся по маршруту Южно-Сахалинск – Хабаровск – Магдагачи – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск – Новосибирск – Омск – Свердловск – Казань – Москва с дозаправками ГСМ и техническим обслуживанием после посадки в каждом аэропорту. В сентябре на базе 38-го АТО ДВТУ ГВФ был создан 147-ой лётный отряд ДВТУ ГВФ, в состав которого вошли экипажи самолётов Ил-12, Ли-2, Ан-2, Як-12 и По-2, базировавшиеся в аэропортах «Южно-Сахалинск», «Александровск-Сахалинский», «Кировское» и «Оха». Во второй половине 50-х годов в отряд поступили самолёты ИЛ-14, которые совершали регулярные рейсы в Хабаровск, Оху, Кировское. В 1956 году начали возводить новое здание аэровокзала, который открыли в 1958 году. Здание живо до сих пор, но не используется активным образом.
В начале 1960-х годов на 4 км южнее Большой Елани, в Хомутово началось строительство новой бетонной полосы для приёма крупных лайнеров типа Ил-18 и Ан-10. С вводом в строй этой полосы планировалось перенести туда главный аэропорт острова, а аэропорт в Елани – закрыть. Что и было сделано. Новая полоса в Хомутово была длиной 2200 метров. Аэродром был оборудован радиолокационными средствами посадки самолётов. Это позволило обеспечить выполнение рейсов из Южно-Сахалинска в Красноярск, Москву, Хабаровск, Владивосток и другие аэропорты гражданской авиации. Полёт из Южно-Сахалинска в Москву длился 16 часов с промежуточной посадкой в аэропорту Красноярск (Емельяново). Это при том, что аэровокзал был открыт только в ноябре 1965 года. И вот вскоре, после вступления в строй Хомутово, Большая Елань, как аэродром, перестала существовать. В 1987 году завершилась реконструкция по удлинению ВПП аэродрома на 500 метров. Длина ВПП аэродрома составила 2700 метров, что позволило допустить его к эксплуатации самолётов Ту-154Б. Вскоре было получено разрешение на эксплуатацию самолета Ил-62 по маршруту Москва – Южно-Сахалинск – Хабаровск – Москва. Время беспосадочного полёта по маршруту Москва – Южно-Сахалинск составило 8 часов 5 минут. Помимо Москвы аэропорт «Южно-Сахалинск» осуществлял перевозки во многие города страны: Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. Позднее, благодаря новым возможностям аэродрома, был обеспечен беспосадочный перелёт самолёта Ил-96-300 по маршруту Мельбурн – Южно-Сахалинск – Москва. В дальнейшем это событие позволило допустить аэродром к эксплуатации самолетов Ил-86 по маршруту Москва – Красноярск – Южно-Сахалинск – Красноярск – Москва. Время в пути с учётом технической посадки составило 13 часов. Особым для аэропорта «Южно-Сахалинск» стал 1990 год. Министерство гражданской Авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полётов. Предприятие очень быстро освоило это новое для себя направление. Международные полёты производились в Корею, Японию, Китай, Канаду, США. В 2000 году было завершено строительство 700 метрового (южного) участка ИВПП аэродрома – общая длина ИВПП составила 3400 метров.
В 2017 году аэропорт «Южно-Сахалинск» получил разрешение на приём/выпуск широкофюзеляжного самолёта Boeing-747 и крупнейшего грузового воздушного судна Ан-124-100 (Руслан). В том же году началось строительство нового аэровокзального комплекса. Ожидалось, что новый комплекс введут в эксплуатацию уже через два года. Но не случилось – работы были остановлены из-за некоторых проблем со стороны подрядчика (включая ошибки в документации), что премьер-министр России Михаил Мишустин во время своего визита на остров в 2021-м назвал «обычной безалаберностью». Тогда же глава Кабмина встретился с представителями ООО «Красинвест», выразившими готовность закончить проект, вложив в него 12,5 млрд. рублей Последние пригласили Мишустина на открытие новой «воздушной гавани», которое, как заверили, состоится в декабре 2022 года. Однако сроки позднее пришлось пересмотреть – в 2022 году возникли трудности с логистикой и необходимостью искать замену импортному оборудованию. Тем не менее, возникшие вопросы удалось решить, успешно продолжив кампанию. Помимо нового терминала, в 2024-м будет достроена взлётно-посадочная полоса протяженностью 3,4 км и шириной 60 метров. Ныне действующая ВПП эксплуатируется больше полувека и давно не отвечает всем требованиям. В дальнейшем её будут использовать в качестве магистральной рулёжной дорожки.
31 мая 2019 года указом президента Российской Федерации аэропорту присвоили имя Антона Чехова. За присвоение аэропорту Южно-Сахалинска имени писателя, который некоторое время жил и работал на острове, а в 1891—1893 годах написал знаменитую книгу «Остров Сахалин», проголосовали 40% жителей региона. Русский мореплаватель адмирал Иван Крузенштерн набрал 20% голосов. Другой российский адмирал, исследователь Дальнего Востока, Геннадий Невельской набрал 38% голосов.
Открытие нового терминала состоялось 07 августа 2023 года. Этот день стал исторической датой в развитии сахалинской авиации и транспортной доступности! Благодаря архитектурным и планировочным решениям, а также использованию при строительстве передовых материалов и инженерных решений сахалинский аэровокзал стал самым большим и современным в Дальневосточном федеральном округе. Пропускная способность терминала сможет обеспечить ежесуточный пассажиропоток для 1 600 человек, или 5 миллионов пассажиров в год. Здание аэровокзала составляет 47 тысяч квадратных метров. Для сравнения: в Домодедово 190 тысяч квадратных метров, в аэропорту имени Арсеньева во Владивостоке – 46 тысяч квадратных метров, в Сочи здание международного аэропорта имени Севастьянова насчитывает 59 тысяч «квадратов». Проектировщики сахалинского аэровокзала продумали всё до мелочей: 26 комфортных стоек для регистрации, 8 пунктов досмотра, просторные залы ожидания с кафе, магазинами и зонами для зарядки гаджетов. Для удобства пассажиров терминал оснащен 5 эскалаторами, 23 лифтами, 11 выходами на посадку и 6 телескопическими трапами. Полностью автоматическая система обработки багажа имеет 5 уровней безопасности и позволяет в час пропускать более 1200 чемоданов и сумок, в том числе негабаритных. Технологическая зона обработки багажа составляет 1 километр. В основу визуального оформления терминала легли природные и культурные особенности островов. Как поделились организаторы, в будущем для привязки к Антону Чехову перед зданием разобьют вишневый сад. Благодаря новому аэровокзалу, в первую очередь, вырастет качество авиасообщения внутри региона. В отличие от материковой части России, где в соседние города люди едут на автомобиле или электричке, на Сахалине и Курилах используют перелёты.
Использованы данные из источников: Прошлый век аэропорта Южно-Сахалинска. От Осавы до Чехова







