Описание окружающей местности

  Железнодорожный вокзал - визитная карточка города. Именно с него, с вокзала, начинается знакомство с городом… 

  Но всегда ли справедливо это высказывание? Для Старого Оскола - нет. Много раз я приезжала и уезжала из этого города, но на вокзале была только однажды, да и то - не в силу необходимости, а просто так, из любопытства. 

  Из интернета можно узнать, что

"Вокзал расположен на станции Старый Оскол, которая является крупным железнодорожным узлом. Вокзал построен в 1997 году. Общая площадь помещений вокзала – 6 752,45 кв.м., привокзальная площадь общей площадью – 8244,1кв. м, общая площадь вокзального комплекса составляет 21 963,35 кв. м. Среднесуточный пассажиропоток составляет 350 человек. Обслуживание пассажиров дальнего следования на вокзале Старый Оскол осуществляют 2 билетные кассы Приволжского железнодорожного агентства. На вокзале имеется два зала ожидания: на 1 этаже и в пригородном зале. Зал ожидания в пригородном зале удобно связан с выходами на платформы. Туалет расположен в пригородном зале ожидания. Комнаты длительного отдыха пассажиров (КДО) расположены на 4 этаже. В зале дальнего следования вокзала оборудована стационарная камера хранения."

  Здание вокзала в Старом Осколе весьма необычно. Со стороны города это четырехэтажное здание с плоской крышей. Со стороны путей у здания оригинальная скатная крыша. Внутренние помещения декорированы мрамором.

  Старооскольский вокзал за свой необычный внешний вид частенько подпадает в различные рейтинги ж/д вокзалов, но не всегда его отмечают положительно. Одним из самых печальных можно считать отзыв, оставленный в 2015 году на портале Неофициального форума Московского железнодорожного агентства rall-club.ru. При общей высокой оценке, складывающейся из внешнего вида, сервиса, безукоризненной чистоты и приветливости персонала, посетитель портала отмечает:

- Вокзал безжизнен из-за практически полной ликвидации пригородного сообщения и нескольких составов дальнего следования. В день здесь проходят лишь два поезда на Москву и Новосибирск. Жители города посещают вокзал только для покупки билетов (в основном, пенсионеры и льготники, остальные пользуются электронной регистрацией). Одним словом, красивое пустое здание.

  Да, и любопытная я тоже увидела интересный, большой и безлюдной вокзал. Хотя люди (которые сотрудники) там, конечно же, были, а вот пассажиров не было. Да и зачем приезжающим/уезжающим пассажирам вообще тащиться со своими баулами через лабиринты вокзала, когда гораздо проще и удобнее у самого перрона загрузить свой багаж в такси, самому удобно устроиться там же, и ехать, куда надо. Ведь, хотя на картах и обозначена привокзальная остановка общественного транспорта, автобусов я там никогда не видела, а до тех остановок, где гарантированно можно сесть на общественный транспорт, с километр ножками протопать надо… 

  Но с недавних пор Старооскольский вокзал начал оживать. В 2022 году на привокзальной площади вокзала Старый Оскол в честь памяти строителей "Дороги мужества" открыли часовню святого Архангела Михаила. На вокзале появился музей, в котором собрана и функционирует тематическая экспозиция, посвященная легендарной железнодорожной линии. Пассажиров в зале ожидания теперь встречают более 20 крупноразмерных макетов отечественных паровозов разных моделей с информационными табличками. Представлены макеты паровозов военной эпохи. Центральное место в экспозиции занял знаменитый ИС 20-16 - "Иосиф Сталин" инновационной для того времени обтекаемой формы. Он был введён в эксплуатацию в 1938 году и мог разгоняться до 180 км/ч.

  Осмотреть музейную экспозицию можно совершенно бесплатно, а если вам нужна экскурсия, информацию ищите здесь:

https://uvzd.rzd.ru/ru/11443/page/103290?id=19968

 5 февраля этого, 2023 года, в день освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, состоялся запуск ретропоезда "Дорогой мужества" с паровозом серии Л по маршруту Старый Оскол - Сараевка, который перевез уже более 3,2 тысячи пассажиров. Про ретропоезда и их маршруты можно почитать здесь 

https://smartik.ru/staryj-oskol/post/183030832

  А совсем недавно, 5 июля 2023 года, в день 80-летия начала Курской битвы, на привокзальной площади Старого Оскола открыли памятник строителям Дороги Мужества. Скульптурная композиция представляет собой три фигуры в момент работы по укладке рельсов. Женщина с лопатой в руках, мальчик с тележкой и дорожный мастер. Фигуры отлиты из бронзы и смонтированы на гранитном постаменте. Автор памятника - белгородский скульптор, профессор, член Союза художников России Анатолий Шишков. 

  Но если вы, по старой привычке приехали сразу на перрон, миновав здание вокзала, и вам найдëтся, на что посмотреть. И даже послушать. 

  Недавно на железнодорожных путях появилась экспозиция старой ж/д техники. Тут есть бронепоезд (макет) и штабной вагон Тухачевского… Изначально всë это планировалось выставить на месяц, но потом власти решили ничего не убирать, а оставить эту экспозицию под открытым небом здесь навсегда. Так что во время долгой стоянки/ожидания поезда можно выставленную технику осмотреть. 

  Ну а послушать… Каждый вечер на перроне железнодорожного вокзала слепой гармонист Валерий Павлович Чеботарь провожает пассажиров поезда "Старый Оскол - Москва". Рассказывают, что Валерий ослеп в 22 года, но руки не опустил. После этого он окончил специализированное училище, работал аккомпаниатором в клубе общества слепых, преподавал в музыкальной школе по классу баяна и аккордеона. А когда ушëл на пенсию, то стал провожать московские поезда. Вот уже более 25 лет 70-летний пенсионер каждый вечер на "боевом посту" со своим музыкальным инструментов. Валерий Павлович давно стал местной достопримечательностью и люди волнуются, когда его нет на перроне. 

  Когда мы уезжали, Валерий Павлович играл. А раз так, то значит -всë в порядке, значит - будем жить! 

Использованы материалы:

https://dzen.ru/a/ZIif6R36y0SBGXIF

http://gudok.ru/newspaper/?ID=1640151&archive=2023.07.06

https://www.belpressa.ru/society/drugoe/49124.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться