Описание окружающей местности

  Ожерелье…  Не то небольшой городок, где время застыло где-то в середине прошлого века, не то - микрорайон Каширы, расположенный в десятке километров от этого города. Официально, по документам - да, с 2015 года Ожерелье - часть Каширы, а на деле - городок сам по себе. Так что же такое это Ожерелье? 

  Впервые деревня Ожерельево упоминается в писцовой книге Растовского стана Каширского уезда 1578-1579 годов. С этого времени и до 1840-х годов часть деревни принадлежала дворянам Ильиным, в середине XIX - начале XX века - князьям Мещерским. В 1850-х гг. деревня числилась как сельцо Ожерельево.

  Об этой деревне, расположившейся в давние времена на речке Воронке, существует легенда, будто её основали разбежавшиеся от татарского погрома в 1571 году и уцелевшие после него жители Каширы и окрестных селений. А своё название деревня получила благодаря Екатерине II. Якобы императрица, проезжая в Крым, потеряла здесь своё ожерелье. Красивая легенда, но… В действительности деревня Ожерельево получила своё название ещё до 1571 года по фамилии своего первого владельца Ожерельева. Да и фамилия Ожерельев не единична в Каширском крае: она встречается среди владельцев других каширских деревень. Также деревни с таким названием встречались не только в Каширском уезде, но и в других уездах Тульской губернии. Ну, а со временем Ожерельево сократилось до нынешнего Ожерелья. 

  Есть ещё "топонимическая" версия, что имя деревне дано по слову ожерелье, происходящему от слова "жерло" (горло). Соответственно, термин жерло означает суженное русло реки при впадении её в другую реку.

  Так бы и жила деревенька с "ювелирным" названием тихо да спокойно, если бы не железная дорога. Вторая половина XIX века ознаменовалась этаким железнодорожным бумом. Новый вид транспорта оказался весьма удобным и для перевозки пассажиров, и для перевозки грузов. Частная Рязанско-Уральская железная дорога не имела своего собственного выхода к Москве, а тот выход, который еще в 60-е годы XIX века прошел через Рязань, принадлежал другой дороге.

К моменту постройки линии на Москву, Рязанско-Уральская дорога была весьма крупной в империи и связывала множество губерний на юго-востоке от Москвы.

  Дорогу от Раненбурга на Москву, через Павелец и Каширу, начали строить в 1897 году, а в 1900 году дорога дошла до центра Москвы, к Садовому кольцу, где был построен новый шикарный вокзал, который наряду с Курским стал наиболее близко расположенным к Кремлю вокзалом Москвы. Вот эта новая железная дорога и прошла через Ожерелье. Тогда же вокруг этой станции возник посёлок железнодорожников.

  Значительные изменения на этом железнодорожном направлении начались в 30-е годы, уже при Советской власти. В эти годы в экономике Советской России значительно возросла роль угольного бассейна в восточной части УССР - Донбасса. Но имеющихся линий для доставки угля в район Москвы и в центральную Россию не хватало. Поэтому решено было  строить новую магистраль через Елец и Валуйки, которая во многом дублировала Курский ход на юг. При этом значительно возросла роль станции Ожерелье, как узловой. 

  В 1934 г. здесь было начато строительство крупного паровозного депо, ориентированного на эксплуатацию и ремонт мощных паровозов. Позднее пристанционный железнодорожный посёлок слился с деревней Ожерельево, а с 1937 г. это уже рабочий поселок Ожерелье. Железнодорожный узел Ожерелья ежесуточно пропускал большое количество грузовых и пассажирских поездов, следовавших со стороны Узловой и Павельца на Москву. Через Ожерелье также шло снабжение углем Каширской ГРЭС.

  Впоследствии Ожерелье стало и до середины 90-х годов XX в. являлось крупнейшим отечественным железнодорожным узлом. 

  Да и сейчас станция Ожерелье с множеством железнодорожных путей выглядит весьма впечатляюще. Добавьте к этому длинный, почти 400-метровый мост над этими путям с которого открываются виды на ожерельевское железнодорожное депо с нескончаемыми составами и перекличками по громкой связи.

  Вокзал на станции Ожерелье типовой, постройки конца XIX века. Его здание довольно симпатичное, но давно лишённое каких-либо украшений. 

  А рядом возвышается водонапорная башня. Во всезнающем интернете можно прочесть, что в 1898 году по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги для новых линий инженером Н.А. Виноградовым был разработан типовой проект таких башен. По этому проекту была построена, например, башня на станции Москва-Товарная. А также "такой тип водонапорных башен был построен при станциях Домодедово, Барыбино, Михнево, Жилёво, Кашира, Ожерелье, Богатищево, Узуново, Серебрянные Пруды, Венëв и др. Известно, что на железных дорогах было построено более 80 подобных зданий".

  В пятидесятых-шестидесятых годах двадцатого века башня получила надстройку, существенно увеличившую ее высоту. Форма надстройки повторяет верхнюю часть распространенного в то время проекта кирпичной водонапорной башни. Нижний ярус выполнен с использованием бутового камня. Такие, с каменным низом, башни можно увидеть в Жилëво, Богатищево и Серебряных Прудах. 

  А Ожерелье…  Посмотрите с мостика: ну чем не ожерелье с бусинами вагонов и поездов, нанизанное на нитки путей… 

Использованы материалы:

https://otzyv.ru/review/217020/

https://dzen.ru/a/X0UNeMp3x2CJvIAO

https://flackelf.livejournal.com/1269400.html

https://watertowers.ru/vodonapornye-bashni/vodonapornaya-bashnya-na-stantsii-ozherele

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться