Сказочный мир Усадьбы Трубиных [VI/29699]
Описание окружающей местности
Если бы у Рязанской области был свой персональный список Чудес света, то усадьба-музей Трубиных в селе Деулино обязательно бы в него вошла. Затерянная в заповедных мещерских лесах она долгие годы привлекает туристов из разных регионов. В 2022 году основатели этого необыкновенного чуда Юрий и Инесса Трубины, к сожалению, ушли в мир иной, но усадьба продолжает жить и принимать гостей.
Усадьбу эту в народе прозвали музеем Бабы Яги, хотя сами хозяева сказочной территории так ее никогда не называли. Но народная молва на то и народная: что увидели, о том другим и рассказали. А персонажей, словно сошедших со страниц русских народных сказок, тут пруд пруди.
Юрий Александрович любил спрашивать своих посетителей, что он имел в виду в той или иной композиции.
– Каждая композиция имеет свою историю. Это не просто собравшиеся «страшилки». Вот довольно бытовая сцена «С мамой в школу» - рассказывает Юрий Александрович в одном из интервью. - Вот так на этой земле в семь утра выглядит любая женщина, которая не выспалась, но ей надо вести ребёнка в уродский детский сад или идиотскую школу. И она его за это терпеть не может! А вот так в семь утра выглядит любой ребёнок. Ему хочется спать, на коньках кататься, рыбку ловить – что угодно, но ему не хочется в школу!» (см. фото в описании тайника)
Про каждого из своих персонажей Трубин-старший готов рассказывать, наверное, часами. Интересно, затейливо и с юмором. Он и о себе, и о домашних отзывается с большой долей иронии. Подчеркивая, что столь странные персонажи могли родиться у столь же странных людей: что внутри, то и снаружи.
Личная мифология художника Юрия Трубина сводится к тому, что самое демоническое и негативное начало в природе – женское. Отсюда, вероятное, и пристрастие к рогам… Кстати, они присваиваются существам без различия пола. В усадьбе Трубина собраны подлинные старинные вещи, обнаруженные по соседним деревням. Это и утварь, и предметы крестьянского быта, и немудрящие деревенские инструменты. В числе редкостей – люлька, на боку которой чётко вырезано: «1890 год». Чтобы в 130-летней зыбке не было пусто, художник сделал для неё жильца – девочку с простодушным лицом и рожками.
У Юрия Трубина, кстати, не только к прекрасному полу скептическое отношение. Он не разделяет и традиционное мнение о христианских ценностях. На подворье усадьбы, которое нам удалось посетить нынешней весной, довольно много композиций, имитирующих различные русские изобразительные стили, в том числе лубок и иконопись. Трубин уточняет: все а-ля агиографические сюжеты он пишет сам, но это не иконы. Да, это художественные эксперименты. А смысл их, насколько я понимаю своим женским умом, в том же, о чём говорил Михаил Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Ивану Бездомному: что христианство стояло на других мифологиях, и до Христа родилась целая плеяда сынов божьих, и все эти легенды перекликаются и даже пересекаются. Трубин апеллирует именно к этой домонотеистической мифологии, общей для всего человечества. А ещё на территории усадьбы создано пространство, повторяющее весь цивилизованный мир в миниатюре. Это драккар викингов едва ли не в натуральную величину, копия пиратской шхуны «на цепях между столбов», то есть стволов сосен, средневековый город, домики в японском, китайском, русском стиле и сказочные персонажи в большом количестве.
Рассказывает Дарья (жена Андрея, сына Юрия Трубина) в одном из интервью:
- Всё, что вы видите в нашей усадьбе - это эксперименты с материалом. Мы пробовали разные материалы – дерево, железо, бетон, ковку, мозаику… Дача – наша экспериментальная площадка. Мы долго не смирялись с темой музея. Но люди стали сами приезжать еще на этапе постройки первого дома и беседки, просили посмотреть.
- Папаня (так ласково Дарья называет своего свекра Юрия Александровича) родом из военной семьи, из Рязани, но служил в Москве. Однажды, путешествуя по Пре, он приметил этот участок. Решил строить дачу. Когда в 40 лет он ушел с военной службы, то стал все свое время посвящать творчеству. Вскоре перебрался в Деулино. Казалось, он всегда был в мастерской. Папаня был главой семьи, он заражал всех любовью к жизнью, к творчеству. Он любил повторять: «Это наш мир, и мы его строим». И это действительно ощущалось.
Были использованы следующие статьи:
https://rg62.info/2021/04/29/meshhyorskie-skazy/
https://www.ryazan.kp.ru/daily/27460/4666544/
https://rv-ryazan.ru/prosto-tvorcy-priyatno-poznakomitsya/







