Описание окружающей местности

В мифопоэтических воззрениях адыгов лес является живым существом. Деревья, подобно людям, дышат, говорят друг с другом и с людьми, только необходимо понимать их язык. Они чувствуют, как к ним относятся, исходит ли угроза от человека, или настроены к ним положительно.

Культ священных деревьев, рощ и лесов (Тхьэч1эгъ чъыг, Тхьэч1эгъ мэз) в различных формах был известен адыгам еще с древнейших времен. Этот культ практически в неизменном виде сохранился у адыгов, особенно у шапсугов Черноморского побережья, вплоть до середины XIX века, лишь незначительно трансформируясь под влиянием христианства и мусульманской религии.

Для адыгов, не строивших языческих храмов, функцию общественных святилищ выполняли места со священными деревьями, возвышенности, кузницы. Священная роща служила главным местом моления у шапсугов.

Священными или «божьими деревьями» могли быть различные деревья, но чаще всего называют дуб. Как и у многих народов, в адыгской традиции, дуб (адыг. чъыгай/жыгей: букв. «дерево») особо почитаем и считается священным, «воплощает представление о силе и незыблемости мира, считается одним из символов Мирового дерева». А желудь дуба (мышкIу), или семя, символизирует «скрытые, неявные силы или мистические возможности», которые «даже если они временно не проявляются, несут в себе надежду», что станут чем-то значительным, великим.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться