Урюпинский Пахарь [VI/29477]
Описание окружающей местности
Трактор ДТ-54: гусеничная легенда, поднявшая целину
Гусеничный трактор ДТ-54 — машина поистине легендарная. Массовый советский гусеничный трактор, увидевший свет в 1949 году и выпускавшийся на протяжении 30 лет, позволил вывести работы по освоению целинных земель на совершенно новый уровень, значительно повысив производительность труда. Он использовался для пахоты, культивации, посевных и уборочных работ, а также нашел применение во множестве других сфер. ДТ-54 отлично зарекомендовал себя и при строительстве дорог, а также активно помогал в восстановлении разрушенных войной городов.
ДТ-54 не был первым гусеничным трактором, выпускавшимся в СССР: до него с конвейера Сталинградского и Харьковского тракторных заводов сходила гусеничная машина СХТЗ-НАТИ, выпуск которой начался в 1937 и окончился в 1952 году. Примечательно, что СХТЗ-НАТИ был первым советским трактором полностью отечественной разработки: до этого тракторная промышленность СССР традиционно опиралась на опыт американских конструкторов, продвинувшихся в этой области настолько далеко, насколько это было возможно на тот момент времени. Гусеничный СХТЗ-НАТИ уже тогда имел основные свойства, перекочевавшие и на более поздние модели: универсальность применения, характеризующуюся способностью выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и транспортных работ, а также эластичную подвеску катков и металлические гусеницы с литыми звеньями. Машина имела керосиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения в 52 л. с., диапазон рабочих скоростей от 3,8 до 7,9 км/ч и полную массу в 5,1 т. Производство трактора на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах было свернуто в 1949 году, когда на смену пришла модель ДТ-54, а Алтайский тракторный завод продолжал выпуск СХТЗ-НАТИ вплоть до 1952 года под маркой АТЗ-НАТИ.
А откуда, собственно, такое увлечение гусеничными тракторами? Дело в том, что советские конструкторы того времени полагали, что колесные тракторы в принципе плохо подходят для задач сельского хозяйства, учитывая суровый климат большинства регионов СССР. Гусеничные же машины могли работать в поле с гораздо меньшими показателями пробуксовки и уплотнения почвы, что напрямую влияло на урожайность. Повальное увлечение мощными, скоростными и высокопроизводительными колесными тракторами произошло несколько позже с приходом "Кировца" К-700 и ХТЗ Т-150К, а в конце 40-х годов прошлого века основная ставка делалась именно на гусеничные машины.
По окончании войны переход Сталинградского тракторного завода к производству нового трактора ДТ-54 шел максимально возможными темпами: были реконструированы цеха, отремонтированы станки и проведены сотни других мероприятий по приведению завода в надлежащее состояние, включая усиленную подготовку кадров. На Харьковском тракторном заводе ситуация развивалась аналогичным образом, и уже в ноябре 1949 года первые дизельные гусеничные тракторы ДТ-54 стали один за другим выезжать с территории заводов.
По совокупности характеристик ДТ-54 в свое время не имел аналогов на территории СССР. Эта гусеничная машина отметилась и в сельском хозяйстве, и в лесной промышленности, и на стройках, и в других областях. Трактор оказался невероятно популярен — количество выпущенных машин составило 957 900 единиц. Сегодня легенда пользуется спросом у коллекционеров раритетной техники, а механики-любители приобретают и восстанавливают ДТ-54 до первоначального заводского состояния, возвращая машине не только внешний вид, но и полную работоспособность.
В качестве памятника трактор можно обнаружить не только во множестве российских городов, но и в таких странах, как Китай и Вьетнам, куда СССР активно экспортировал эти машины. Примечательно, что именно с ДТ-54 началась тракторная промышленность Китая, где было локализовано его производство, а количество выпущенных экземпляров превысило 1 млн. А еще ДТ-54 можно встретить на вьетнамской купюре в 5 донгов образца 1958 года. Много вы знаете тракторов, которые изображались на деньгах? Производство ДТ-54 в СССР было свернуто в 1979 году, хотя эксплуатироваться этот трактор продолжал еще долгое время. Даже сейчас его можно встретить расчищающим снег в какой-нибудь глубинке, где время как будто остановилось в тех годах, когда он еще выпускался...
По материалам сайта:
https://direct.farm/post/traktor-dt54-gusenichnaya-legenda-podnyavshaya-tselinu-17371






