Описание окружающей местности

       В документах фонда уполномоченного по делам РПЦ по Сталинградской области версия появления иконы излагается так: «Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хопёрском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8 июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келии одной каноницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую, там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви хранится в резном позолоченном киоте пред левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.»
      21 октября 1856 года на имя местного Высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение: «В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всяких надписей ея наименования. Мы тогда же довели о сём до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли её в своё жилище, где и молились. Сожительствующая со мною девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержимых нас болезней ... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верою прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».
     При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов. Все эти документы хранились в архиве Донской Духовной консистории за № 3015. Чудеса, творимые иконой до внесения в храм нам неизвестны, так как они никем не фиксировались. Только с 1854 года, когда икону перенесли в церковь, была заведена специальная книга для записи в неё всех исцелений.

      В дореволюционное время к этому источнику с разных местностей бывшей царской России стекалось большое количество верующих, для молитвы и исцеления святой водой. Службы в честь этой иконы тогда совершались только в часовне, то есть, в месте появления иконы.
      В г. Урюпинске, отделённом от Добринского района Хопром и находящемся в 5 км от часовни и родника, в дореволюционное время было 3 церкви, и ни в одной из них службы в честь иконы не совершались. (Это неправда: в Покровской церкви, вокруг неё и к источнику — совершались службы и крестные ходы.)
     После Октябрьской революции и на протяжении длительного советского времени, посещение верующими места явленной иконы прекратилось, так как эта территория в разное время занималась пионерскими лагерями, домом отдыха, военным городком и другими «объектами». Подлинник явленной иконы не сохранился, значит в период между октябрём 1917 и войной 1941 — 45 гг. икона пропала (по другим данным икона пропала не ранее 1929 года).
     В г.Урюпинске до Великой Отечественной войны функционировала и не прекращала свою деятельность Покровская православная церковь обновленческой ориентации. В ней служб в честь иконы не было.
     В 1944 году в связи с переходом этой единственной в области церкви из обновленческой ориентации в патриаршую, неизвестно откуда церковь заимела копию явленной иконы и с этого момента ежегодно 21 июня отмечается и совершается богослужение в честь этой иконы.

       Сила иконы Божией Матери была такова, что и оригинал её был давно утерян, а копия её продолжала собирать огромное число людей. Это ли не чудо?
      Копию иконы, размером 25×15 см, устроенную в футляре, выносили на больших носилках. И каждый присутствующий старался пройти под иконой или приложиться к ней. Но так как она находилась высоко на носилках, то многие доставали её палками, а после соприкосновения с иконой прикладывались к этой палке. Многие прислоняли к иконе бутылки с водою, чтобы освятить воду для излечения.
      Основное скопление богомольцев происходило не на бывшем месте появления иконы, а в Покровкой церкви г.Урюпинска, в которой паломники и верующие находились в течение 2-3 суток и около неё. И только после участия в богослужении в церкви и после приложения к копии иконы, верующие группами уходили из Урюпинска за Хопёр. А там, на месте появления иконы — возле родника, на пне дерева, — прибивали небольшую икону литографического изготовления, помолившись возле неё, затем — черпали из колодца святую воду, пили её, обливались и обрызгивались ею.
     В 1944-46 гг. на богослужение в честь иконы в г.Урюпинск стекалось ежегодно верующих из разных областей РСФСР до 10 тыс. человек.
   В последующие годы, в связи с усилением антирелигиозной пропаганды среди населения и осуществления ряда ограничительных мер в проведении этого богомолья (а именно: проведение церковных служб в честь иконы только в церковном здании и без совершения с нею крестного хода вокруг церкви), — паломничество верующих сократилось в три раза.
     В 1950 году на богомолье верующих уже было около 5-6 тыс. человек. Среди пришедших и приехавших на праздник были жители не только Сталинградской области (Нехаевского, Добринского Новоанненского, Хоперского, Новониколаевского и Урюпинского районов), но и верующие из Кировской, Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Саратовской и Ростовской областей!

По материалам сайта:

http://pravicon.com/info-136

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться