Тутаев. Воскресенский собор [VI/29425]
Описание окружающей местности
По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.
В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия". В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова. Радетелями грандиозного строительства были "земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне". Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII - начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.
Храм никогда не закрывался.
Воскресенский собор - памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.
С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.
Архитектура
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).
Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма - они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников - звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи - висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.
Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.
В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.
В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Святыни
Чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного - самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся "небом" деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
Крест с Распятием в иконе "Страсти Христовы". Крест - XV-XVI век. Икона - конец XVII - начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
Икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)