Описание окружающей местности

Зиновьевская железная дорога в издании «Полное географическое описание нашего отечества. 1902 год»


В 7 вер. за ст. Куракиным находится ст. Александровка (57 вер. от Орла). На станции этой грузится до 550 тыс. пуд., в том числе до 340 тыс. пуд. хлеба.
От ст. Александровка отходит железнодорожная ветвь, в 50 вер. длины, в село Зиновьево. Первая ее станция Глебово находится в 15 вер. от ст. Александровки и в 3 вер. от дер. Глебова. Верстах в 5 к с.-з. от ст. Глебова, при д. Философовском Лазовце (400 жит.), в верховьях р. Рыбницы, в Орловском уезде находится имение С. Н. Шенига, площадью более 2. 000 дес., замечательное по своему полеводству, скотоводству, двум конским заводам, плодоводству и сыроваренному заводу. Течение р. Рыбницы было в новейшее время исследовано экспедицией для исследования источников рек Евр. России. Вер. в 12 далее Глебовки железный путь пересекает р. Оку близ с. Вендерева Кромского уезда (300 жит.). Близ Вендерева к рч. Озерной развита толща песков с гнездообразно разбросанными в них белыми и розоватыми песчаниками-жерновиками, разрабатываемыми на жернова. Этот пласт может быть относится уже не к меловой, а к третичной системе. В 1 вер. далее Вендерева железный путь достигает второй станции Макеевки. С. Макеевка, расположенное близ станции, имеет свыше 2. 000 жит. Это село принадлежит к волости с. Кароськова (Козьмодемьянского), расположенного ниже по Оке, верстах в 4 и имеющего свыше 2.000 жит., волостное правление, школу, лавки и ярмарки. Село это замечательно по приготовлению жерновов (см. выше, стр. 249). Верстах в 2 ниже Кароськова по Оке лежит с. Семенково, принадлежащее к той же волости и имеющее 2.000 жит. Верстах в 10 к северу от Семенкова, ниже его по Оке, расположено с. Шереметево (Алексеевское), — одна из шереметевских вотчин, имеющая ныне 2.400 жит. и в эпоху освобождения крестьян принадлежавшая гр. Д. Н. Шереметеву, владевшему здесь 2. 800 дес.
Возвращаемся к Зиновьевской ветви. От Макеевки в 11 вер. железный путь достигает с. Зиновьева (до 1.000 жит.) на рч, Гостомле, притоке р. Ракитни. Село это замечательно по месторождениям прекрасной железной руды — сферосидерита, залегающей гнездами в глинистых слоях юрской системы. Добыча ее производилась здесь в прежние времена, после исследования проф. Иностранцева, а затем была заброшена вследствие отдаленности от железного пути. Ныне, с проведением специальной Зиновьевской ветви, эта добыча снова оживится. В окрестностях Зиновьева, в бассейне р. Ракитни хорошо развиты песчаники и пески верхнего отдела меловой системы (сеноманского яруса) с фосфоритами, разрабатываемыми для починки проходящего невдалеке Курско-Орловского шоссе. Эта толща песчаников покрывается толщей верхнемеловых рухляков (по-видимому, туронского яруса), в которой между прочим найдены характерные окаменелости — верхнемеловые устрицы. Pocten, плеченогие Terebratula и белемнителли. В верховьях р. Ракитни, верстах в 10 на ю.-з. от Зиновьева, лежит с. Сомовец, имеющее до 1.500 жит., лавки и 2 ярмарки в году. Село это в эпоху освобождения крестьян принадлежало Ф. Ф, Пантелееву, владевшему здесь около 5 тыс. дес. земли.
От Зиновьева железный путь отделяет две ветви: одну 7-верстную на с.-з., к с. Добрыни (100 жит.) и другую 5-верстную на с., к с. Гостомль (до 1500 жит.). Около обоих этих сел возникают ныне разработки сферосидерита и фосфоритов.
От Добрыни идет сначала большая дорога, а затем Орловско-Курское шоссе в уездный город Кромы (10 верст). Верстах в 3 влево от этого пути находится с. Бельдяшкино на рч. Тишемли, имеющее до 3000 жит. и торжки. Село представляет один из крупных центров разведения конопли и маслобойного производства. Версты 3 не доезжая Кром, на шоссе находится с. Колчево, имеющее более 2. 000 жит. При Колчеве шоссе переходит мостом р. Крому и направляется в город Кромы.

      А теперь расскажу о железной дороге что она из себя представляла в 2014 году. Привожу выдержку из записок Андрея Киреева когда они с другом проехали её на сквозь , которую он опубликовал на форуме  Orel-story.ru.

В мае нынешнего года давний приятель, проживающий в Москве и интересующийся всякими древностями, железной дорогой и метрополитеном, написал мне по теме оставшейся в далёком прошлом железной дороги Глазуновка — Дьячье. Ну, как говорится — слово за слово, и вот мы уже наспех решаемся с датой поездки по следам исчезнувшей ветки.
По стечению обстоятельств встреча была назначена в самой Глазуновке, то есть в начальной точке интересующей нас ветки. Выехав из Орла на утреннем автобусе, очень скоро я уже стоял на небольшой остановке в самой Глазуновке (Глазуновка у нас единственный райцентр, где нет автостанции). Дождавшись товарища на машине, мы решили немного осмотреться в самом райцентре. Путешествие по ветке началось от самого, предполагаемого её начала. Найти его было не трудно, так как прямо от станции в сторону отходила высокая насыпь — насыпь бывшей ветки. Сейчас по ней проложена автомобильная дорога, по которой мы и стартанули. В путь.

Ещё на старте обсудили пару самых главных вопросов относительно инфраструктуры. Давно в разных источниках шли споры о ширине колеи этой железной дороги. Одни уверенно предполагали, что там была широкая колея, другие что это — бывшая УЖД, третьи, послушав и тех и других, описывали на своих сайтах ту и другую версии. А так как никакой конкретики в интернете так и не нашлось, мы поняли, что на местности так никто и не был, ветку не ранее исследовал. Вот нам и хотелось ответить наконец-то на все вопросы. Мы даже не знали толком, какая дорога нам предстоит, куда ехать, где поворачивать и что искать. Была одна цель — проехать от самого начала ветки до возможного места тупика.
Где-то в глубине души я был абсолютно уверен, что там от этой железной дороги не осталось совсем ничего и мы даже не сможем понять, где она проходила. Но по мере нашего продвижения вперёд эти сомнения начали развеиваться.
Первая высокая насыпь и первая остановка. Мы, как бывалые железнодорожные следопыты, ровно вместе предположили, что раз есть насыпь, то должна быть и водопропускная труба (или галерея). Вниз возможности спуститься не было из-за высокого кустарника и бурьяна. Тщетно попытались разглядеть интересующий объект, но ничего не вышло. Подумав, что это не последняя насыпь, уезжаем дальше.
Трасса ветки пока читалась не очень хорошо и наши сомнения по поводу ширины колей этой дороги всё ещё не покидали нас.

Но вот асфальтовая дорога сворачивает в сторону, покидая трассу бывшей ветки и дальше перед нами открывается великолепно сохранившаяся бывшая железнодорожная выемка.

Увиденное сразу заставляет выйти нас из машины и взять фотоаппараты. На месте смотрится потрясающе, неожиданно и интересно. Сразу чувствуется весь масштаб ранее существовавшей дороги. Версия о узкоколейке улетучивается на глазах. Даже по объёму земельных работ на этой ветке становится понятным, что строили её по всем правилам обычных ширококолейных дорог. Узкоколейки же, зачастую, обходили все большие овраги и балки, на сооружение масштабных насыпей и выемок не тратились. Мысленно представил себе на зелёном основании этой выемки стальную колею и дымящий паровоз с вагонами. Эх, а ведь он когда-то там ездил...
Дальше по ходу движения нам встретилось ещё пару выемок, по которым тоже захотелось походить, поискать что-нибудь в остатках песчаного основания железнодорожного полотна и по-фотографировать.

Встретилась нам и ещё одна насыпь. Конечно опять была предпринята попытка взглянуть на трубу в её основании. И на этот раз труба нашлась. Ей оказалась, не слишком большого диаметра, обыкновенная бетонная труба. Явно совсем не дореволюционная. Это немного озадачило и конечно разочаровало.
Ещё одна выемка. Потом опять насыпь. Наша грунтовая дорога шла сбоку от неё и я старался высмотреть предполагаемую трубу в боковое окно автомобиля. И вот тут нас ждала неожиданная и самая долгожданная находка! Мы нашли каменную водопропускную галерею, времён постройки железной дороги!

Находка конечно тут же подверглась осмотру. Пришлось немного поломать кусты, дабы освободить вход в галерею.
С этим сооружением было и несколько загадок. Во-первых, не трудно заметить, что слева от водопропуского сооружения насыпь размыта (даже видна внешняя стана галереи)! Это что же так могло размыть такую насыпь?! Во-вторых. Ровно посерёдке галерея заложена кирпичом! Это вызвало самое большое недоумение. Уже уехав с этого места, в машине родилась такая версия, что галерею когда-то заложили кирпичом и сделали с одной стороны насыпи - водохранилище. Но, в итоге вода постепенно промыла себе новый путь и размыла насыть сбоку трубы. Вода из пруда ушла. Так выглядит галерея с другой стороны.
Вход завален землёй.

И внутри. Там довольно прохладно, сыро, но воды на дне не было.
    Эта находка порадовала и окрылила. Трасса ветки и дальше продолжала неплохо читаться на местности. Больших насыпей и выемок особо не попадалось. А наша же грунтовая дорога с удалением от Глазуновки становилась всё менее и менее наезженной.
   Уже ближе к Богородскому наша грунтовка окончательно свернула с трассы ветки куда-то в поле. Ещё какое-то расстояние мы преодолели прямо по засеянному полю, но упёрлись в небольшую заболоченную канаву. Ветка в этой местности шла на насыпи. Поискав галерею и не найдя её - поднимаемся на насыпь. На горизонте виднелось Богородское. Вернулись на грунтовку и, уйдя с трассы и сделав крюк в обход участка без дороги - выехали в Богородское. В нём предстояло найти место моста через Оку. На окраине посёлка было найдено и то самое место и две большущие насыпи, обрывающиеся на берегах. В густых зарослях у реки больше ничего интересного найдено не было. Фото с края насыпи на реку и место где был мост; в обратную сторону (на деревню):
 
  От Богородского дальше на некотором протяжении по трассе ветки шла хорошая асфальтовая дорога и этот отрезок мы прошли быстро. В Макеевке посмотрели плотину, подпирающую с одной стороны большой пруд. Но там ничего древнего уже не было. В Кораськово асфальтовая дорога уходит в сторону от нашей трассы и мы опять переходим на езду по грунтовке. Трассу ветки по прежнему читаем хорошо и продолжаем движение вдоль неё.
И вот, в районе деревни Нива, ветка начинает плавно подниматься на насыпь (или это мы потихоньку начинаем спускаться вниз в большую балку). Насыпь становится всё выше. Мы тут же насторожились, увидев в ней из дали нечто похожее на провал или промыв.

Так как кроме единственной найденной старой галереи нам больше так ничего и не попалось, решили попытать счастье тут. И это было совершенно оправданно! Подойдя ближе к проёму, мы увидели большую каменную галерею! Частично обрушившаяся за доброю сотню лет галерея всё же по большей части сохранилась. Фотофиксируем древнее сооружение.

Отсюда до Дьячье было рукой подать и мы сами не заметили как въехали в него. Деревенька небольшая, в несколько домов еле видных в зарослях. Мы всячески попытались найти место станции или какие-то станционные постройки, но ровным счётом — ничего не было.
Попытались найти и тупик ветки, предполагая, что он был в самой деревни. Но! Небольшая выемка загадочно вела дальше. Мы проехали небольшой сад на окраине деревни и за ним выемка опять стала читаться. Уже на окраине деревни прямо возле выемки мы увидели одиноко стоящий дом и мужичка, хлопотавшего во дворе по хозяйству. Немного посомневавшись всё же решили выйти из машины и подойти. И не зря! Мужичок понял о чём мы говорим и, попросив подождать, пошёл в хату пригласить на беседу пожилых людей.
Из хаты сначала вышел пожилой дедушка. Сначала подумал, что мы ищем металл. Мол, тут такие недавно заезжали и спрашивали. Но узнав истинную цель нашего визита поведал нам немного воспоминаний юности (тут как раз и бабушка вышла).
Ветка действительно была ширококолейной. После Великой Отечественной войны она уже была разобрана, но всюду можно было найти её остатки. Шпалы, рельсы. Тогда ещё был цел мост в Богородском. Рассказали и где была станция в самом Дьячье и что там была деревянная платформа и деревянный вокзал. А вот сам железнодорожный путь там не кончался, а шёл дальше, как раз мимо ихнего дома куда мы доехали (на карте это то место, где ветка после садов пересекается с дорожкой у деревни Ракитня).
Обитатели дома показали нам в какую сторону ехать. Выемка далее становилась ещё более отчётливой (она хорошо видна на карте) и уходила дальше к... бывшему литейному заводу(!). Оказывается, некий зажиточный «барин» (хм, а, вроде, они и называли фамилию, но в упор не помню) построил в тех краях, немного поодаль от деревни, чугунно-плавильный завод! Дедушка рассказал нам, как они в юности ещё лазали по его развалинам. После войны всё конечно разобрали на так необходимые стройматериалы. Конечно объяснили нам, где точно найти следы фундаменты бывших доменных печей.
У нас разумеется возник вопрос, а почему же именно тут было построено такое производство. И тут нам открыли ещё одну очень интересную подробность.
Недалеко от Дьячьего располагается деревня Моховое (бывшее Зиновьево). Так вот. Оказывается в те годы в районе этой деревни были выявлены достаточно мощные залежи железной руды. Уж не знаю с какой серьёзностью было сказано следующее, но рассказчик упомянул, что в нынешнем Моховом даже где-то есть законсервированная (запечатанная) шахта! Тут мы конечно захотели узнать в подробностях, но, видимо, уже в советские годы объект был весьма секретным и наш рассказчик, наверное, вспоминая старое, от подробностей воздержался и перевёл тему.
Вот тут для меня открылась ещё одна загадка этой железнодорожной ветки. В официальных материалах она называлась — «Зиновьевская ветвь». Я долго не мог понять почему. Ведь на картах она рисуется именно до Дьячьего. Есть даже пассажирский билет на поезд сообщением Глазуновка — Дьячье. Всё было до Дьячье, а называлась она Зиновьевская. Я предполагал, что это по имени владельца ветки или её строителе. Но теперь понимал, что если пассажирское движение и было только до Дьячье, то теперь мы узнали, что подъездной путь от станции шёл ещё немного дальше — к чугунно-литейному заводику. И, возможно, было или планировалось ещё одно ответвление — в Зиновьево к месту добычи руды. А так, как на картах, спутниковых снимках и на местности никаких следов подъездного "шахта - домна" нет, то резонно предположить, что ветку от Дьячье в Зиновьево могли вовсе не построить. Могли и не планировать, а подвозить руду к заводу гужевым транспортом или по узкоколейке. Наши собеседники тоже ничего на смогли сказать по поводу такой ветки.
Поблагодарив наших пожилых собеседников и простившись с ними, нам предстояло проделать ещё километр-полтора до места, где наша ветка кончалась тупиком, то есть до плавильного завода (домны). Двигались туда мы по выемке бывшей "железки", совершенно без дороги по густому ковру из травы.

А вот и то самое место, где когда-то и размещалось само чугунно-плавильное производство. Выемка железнодорожной насыпи вывела нас прямо к нему.

Оставив машину осматриваем территорию. Почти ничего не напоминало уже о былом здесь довольно крупном производстве. Разве что были видны следы земельных работ. И, как нам и обещали те пожилые люди, мы увидели следы фундаментов бывших строений. Были видны и свежие ямки чёрных копателей, за которых приняли и нас, когда мы только подошли к тем людям. Некоторые, явно искусственные ямки и канавы неизвестной глубины были заполнены чистой водой.
 

Простор, безлюдность, тишина и удивительно красивые виды здешней природы. Что-то происходило в этом самом месте сто лет назад. Я представил себе, как могло выглядеть это производство, как не спеша со стороны Дьячье к заводу в выемке поднимается в гору поезд, как его идут встречать рабочие, как кипит жизнь и шумит производство. И как всего этого лишила нас одна война, а окончательно стёрла с лица земли — вторая. Но несмотря ни на что, наше обязательство было выполнено, мы проехали всю ветку от самого начала и до самого конца, сами того не ожидая, заехав даже чуть дальше Дьячье. От этого на душе было хорошо и спокойно.

      В конце апреля мы также частично проехали вдоль этой дороги, благо дождей не было достаточно давно и по грунтовкам можно было разгоняться до 60 км/час. Вокруг бескрайние поля засеянные озимыми, заброшенные деревеньки и замечательные виды за горизонт.

https://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=25&topic=208&page=3

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться