Описание окружающей местности

   Это традиционный наш тайник ко дню Победы. Много еще мест, которые уходят в небытие времени, а помнить нужно!   

   У всех на слуху знаменитая Соловьева переправа – летом 1941 года место трагическое и героическое, но эта переправа - одна из пяти переправ на реке Днепр, через которые поддерживали коммуникации с тылом, а затем выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения. Еще одним местом, вблизи которого переправлялись через реку был район в деревни Ратчино.

   В середине июля 1941 года немецкие войска рвались к Москве. На их пути стоял Смоленск. Немцы теснили советские войска и фактически окружили 16-ю и 20-ю армии северо-западнее, севернее и северо-восточнее Смоленска. Образовался «Смоленский котел». 2 августа командующий 20-й армией генерал-лейтенант Курочкин П.А. отдал приказ начать отход за реку Днепр. Отступающим 16-й и 20-й советским армиям 1-6 августа 1941 года предстояло ликвидировать «Смоленский котел», переправиться через Днепр и, сохранив людей и технику, занять новую линию обороны на восточном берегу Днепра.

   Прорыву двух армий из «котла» способствовали действия оперативной группы под командованием генерал-майора Рокоссовского К.К., оттянувшей на себя значительные силы немцев. Главные силы 16-й и 20-й армий, прикрываясь подвижной обороной выделенных для этого частей, продвигались к переправам через Днепр и одновременно вели непрерывные бои.

    27 июля 1941 года фашисты сумели захватить западный берег р. Днепр в районе д. Соловьево, прервав основные коммуникации материально-технического обеспечения фронта. Они стремились переправиться на восточный берег реки и полностью нарушить снабжение советских войск. Гитлеровцы беспрерывно атаковали отходившие части. Очистить коммуникации от фашистов и овладеть Соловьевой переправой к 1 августа не удалось. Советским командованием было принято решение изменить направление прорыва армий южнее, в район болотистой местности у села Ратчино. Сводным отрядом, который прикрывал переправу советских войск, командовал полковник Лизюков Александр Ильич.

     Фашисты стремились перерезать коридор, связывающий отступающие войска с главными силами фронта: ударами с севера и запада разгромить остатки двух советских армий. Немецкая авиация постоянно бомбила переправы, чтобы не дать советским частям ускользнуть. В западном районе д. Рыжково немецкие войска установили крупнокалиберную артиллерию, которая вела огонь по переправе. Непрерывный немецкий обстрел привел к хаотичности на переправе. Когда две переправы были разбомблены, хаос достиг критической отметки. На подступах к мосту была выставлена охрана. Сапёры, трудились самоотверженно. Мост наводили на поплавках. Помогали пехотинцы и жители деревни. Они вместе с бойцами разбирали дома и таскали бревна к реке. К утру 3 августа мост был готов. Первые воинские части начали переправу 2 августа в 6 часов по наведенным переправам и вброд. По переправам двигались повозки с ранеными, легкая артиллерия и миномёты, автомашины. Бойцы и командиры переходили реку вброд. 3 августа с рассветом переправа продолжилась. Согласно донесению командира первой батареи реактивной артиллерии «Катюша» капитана Флерова И.А., 3 августа 1941 года через реку Днепр были переправлены семь установок БМ-13. Личный состав батареи перенес на себе с западного на восточный берег Днепра 113 из 120 имевшихся в наличии снарядов. С 9 до 10 утра немецкая авиация безостановочно бомбила переправу и разрушила её. Горели машины и повозки на обоих берегах реки. Была сожжена деревня Ратчино. Советские истребители дважды пытались «перекрыть небо». 3 августа к 16часам из окружения по переправе вышло около 2100 человек из состава 16-й армии и около 1600 человек из 20-й армии. Вся западная пойма Днепра шириной от одного до двух километров была забита обозами и машинами с ранеными. 4 августа был единственный день, когда советская авиация не допустила бомбёжки переправы. 5 августа шло восстановление разрушенных немецкой авиацией переправ, а ночью переправлялись войска и техника в тыл и подавались различные грузы частям на правом берегу. К утру 6 августа переправа была закончена. Прикрывая сосредоточение частей 20-й армии, 144-я и 153-я стрелковые дивизии вели бои на левом берегу Днепра. Остальные соединения армии выводились в тыл. 16-я армия, прикрываясь обороной частей 129-й и 46-й стрелковых дивизий, остальными силами сосредотачивалась в районе Дорогобужа, выходя во фронтовой резерв.   

    По воспоминаниям местных жителей, воды Днепра в буквальном смысле были  от крови  окрашены в красный цвет. По самым скромным подсчетам, у Ратчинской переправы погибло 15 тысяч человек… К Днепру было не подойти: вдоль берега лежали тела. А было их столько, что собрать своими силами не представлялось возможным. Да что там в 41-м! Когда в 70-е сюда посылали «на картошку» учеников, они собирали горстями патроны, то и дело натыкаясь на человеческие кости…

Ратчинская переправа

Галина Лисиенкова

В районе Ратчино и Пнёво,
Где нет ни брода, ни моста,
От крови сделалась вишневой
Когда-то тихая вода.

У той воды, от глины ржавой
Совсем под носом у врагов,
Брала начало переправа-
Дорога Жизни в сто шагов

Об этом в камне нужно высечь,
Для приходящих в те места:
О павших полусотне тысяч,
А может даже и о ста ...

Вода здесь пенилась кроваво
С июля и до октября.
Ах, фронтовая переправа,  
Кто нынче знает про тебя….

 

    Действительно, до недавнего времени события августа 1941 годы были увековечены скромным «безымянным» памятником и только 05.12.2020 года состоялось торжественное мероприятие - открытие и освещение памятного камня на Ратчинской переправе. Камень приурочен в память бойцов и командиров погибших и оставшимися как неизвестные солдатами. Организаторы Поисковый отряд «Переправа» п. Кардымово, табличку изготавливали и установили «Ночные Волки».

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться