Описание окружающей местности

Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда, советский архитектор, получивший мировую известность, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. По его проектам были созданы самые необычные здания, многие из которых мы и сейчас можем увидеть в Москве. Предлагаю Вам данную серию тайников, посвящённых творчеству К. Мельникова.

Клуб фабрики «Свобода» (также известен как «Дворец культуры им. М. Горького», «Дворец культуры работников торговли» и «Суриковъ-Холл») — здание клуба на Вятской улице в Москве, построенное в 1929 году по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода» треста ТЭЖЭ № 4 Союза химиков (позднее Косметическое объединение «Свобода»).

Здание клуба было реставрировано в 2004—2006 годах, в результате чего практически полностью был восстановлен его первоначальный внешний облик. Однако в результате реконструкции здания под организацию культурно-досугового комплекса «Суриковъ-Холл» была полностью утеряна планировка и нарушена стилистика интерьеров памятника архитектуры.

 История

Клуб фабрики «Свобода» был построен в 1927—1929 гг. по проекту архитектора Константина Мельникова, когда на клубные здания такого масштаба и программы был особенный спрос со стороны профсоюзов рабочих. Фабрика «Свобода» возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытой в Москве в 1843 году. В 1917 году фабрика «А. Ралле и Ко» была национализирована, получив название «Государственный мыловаренный завод № 4». Руководители нескольких «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им более благозвучных имен. Так в 1922 году фабрика получила название «Государственная мыльно-косметическая фабрика „Свобода“», вошедшая позднее в трест ТЭЖЭ. Когда же парфюмерной фабрике «Свобода» потребовалось новое здание клуба, под его строительство был отведён участок на улице Вятской, поблизости с производственной территорией самой фабрики. Там с 1910-х находился благоустроенный Финляндский сад с прудом, по описаниям современников «это был небольшой уютный парк с беседками, песчаными аллеями – зеленый оазис для прогулок с детьми». Непосредственно на месте нынешнего клуба находилась читальня и амбулатория, построенная в 1916 году на средства Н. Финляндского (отсюда и название сада), и в 1918 году сгоревшая.

В 1947 году здание клуба было передано профсоюзу работников советской торговли. В послевоенное время клуб стал известен как Дворец культуры им. М. Горького (ДК им. Горького). В отраслевом ДК им. Горького работали творческие самодеятельные коллективы, клубы по интересам, проводилось обучение культурно-массовых комиссий профкомов, организовывались торжественные и культурные мероприятия, демонстрировались фильмы. Для детей работников советской торговли работал детский сектор, проводились недели детской книги, организовывались выставки детского творчества. В 1980-х годах во Дворце культуры имени М. Горького работали творческие коллективы: народный хор, камерный хор (рук. Р. Ю. Моисеев), камерный оркестр, детская хоровая студия «Данко» (рук. М. Махлис), студия бальных танцев (рук. Л.и С. Поповы) и др. В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. С. Мельникова, клуб фабрики «Свобода» включён в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения.

В начале 2000-х годов в клубе существовал ряд творческих коллективов, среди которых ансамбль эстрадного танца «Марина», ансамбль русского танца «Умелицы», ансамбль русской песни «Лучинушка», хор ветеранов войны и труда. В 2001 году здание было передано в аренду Дворцу культуры работников торговли на пять лет. Позднее срок аренды был продлён до 15 лет. Однако 20 марта 2003 года Распоряжением Мэра Москвы Ю. М. Лужкова здание клуба фабрики «Свобода» было передано ООО «ИНТЭС», которое должно было обеспечить финансирование и реализацию в 2003—2004 годах инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и реставрации памятника архитектуры. В 2004—2006 годах здание клуба было отреставрировано коллективом архитекторов-реставраторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) под руководством главного архитектора Е. И. Толстопятенко. Специалистов наняла компания ООО «Интэс». За осуществление этого проекта коллектив архитекторов-реставраторов получил золотой диплом Смотра лучших архитектурных произведений 2004—2006 годов. Вместе с тем воссоздание внешнего облика клуба было проведено с некоторым отступлением от первоначального: так, не были восстановлены заложенные в 1950-х годах большие вертикальные окна боковых частей здания.

Наряду с воссозданием внешнего облика по чертежам К. С. Мельникова и архивным фотографиям, Компанией «ИНТЭС» была проведена реконструкция интерьеров здания под рекреационный центр «Суриковъ-холл», при этом была изменена первоначальная планировка, а интерьеры здания полностью перестроены в эклектичном стиле. «Здание, построенное ещё в 20-х годах прошлого столетия известным российским зодчим Константином Мельниковым, на сегодняшний день признано памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Сегодня ДК им. Горького вернул свой исторический облик и является одним из немногих отреставрированных произведений этого всемирно известного гения конструктивизма. Отсюда и некая эклектика в экстерьере и интерьере здания. Лаконичные линии фасада уравновешивают парадную роскошь внутреннего убранства, выдержанного в стиле Эпохи Возрождения и лучших традициях российской аристократии. Ренессанс с его торжественностью „большого стиля“, величественная ясность барокко, затейливая интрига рококо - всё здесь дышит спокойной торжественностью и элитарным достоинством…»  — говорится на официальном сайте, посвящённом отреставрированному памятнику архитектуры, компании «Суриков Холл». В результате реконструкции в здании памятника архитектуры появились следующие помещения:

  • «Серебряное» фойе — зал площадью 602 м² с барной стойкой и небольшой сценой, декорированной искусственным водопадом.
  • «Золотой» зал — главный двухъярусный зал Суриковъ-Холла площадью 720 м² украшен золотой лепниной, повторяющей лепнину Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге, фресками, тремя большими хрустальными люстрами. В зале устроены «царская» ложа с отдельным банкетным залом, две боковых ложи и балкон. В «Золотом» зале также оборудована профессиональная сцена с акустическим и световым оборудованием.
  • Три малых зала.
  • Пять гримёрных с отдельными санузлами.
  • Двухуровневый гардероб на 1000 мест.

Теперь в обновлённом ДК работников торговли проводятся различные праздничные мероприятия, которые проводит компания «Суриков Холл»

В связи с нарушением условий и порядка реализации Распоряжения Правительства Москвы от 20 марта 2003 г. «О реконструкции и реставрации здания-памятника архитектуры „Дворец культуры работников торговли“ (ул. Вятская, д.41а)», а также допущенными нарушениями при производстве работ 21 мая 2008 года Правительство Москвы признало вышеуказанное Распоряжение утратившим силу и постановило рассчитать и принять меры к взысканию с ООО «ИНТЭС» ущерба, нанесённого его действиями памятнику архитектуры.

 Архитектурно-планировочное решение

Поданная К. С. Мельниковым Союзу химиков архитектурная идея клуба фабрики «Свобода» оказалась противоположной трём ранее спроектированным для этого профсоюза клубам: «…если в тех предыдущих механическая форма архитектуры состояла в интеграции помещений, то во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлинённой эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на «кино» и «театр» со всей сложно оборудованной сценой», — писал в 1965 году К. Мельников. За основу проекта Мельниковым была взята сферическая форма, напоминающая собой цистерну, олицетворяющую химическую промышленность, помещённая на корпусе 1-го этажа. Эта цистерна разрезалась на две равные части падающей стеной. Одна часть обслуживалась сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась, и помещения театра и кинематографа сливались в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. В нижней части должен был расположиться плавательный бассейн с трибунами. Над входами предполагались ажурные башни, а на опускной стене – крупные надписи с названием клуба. Входы в клуб были запроектированы в виде четырёх пандусов ведущих непосредственно на второй этаж: два из них расположены со стороны Вятской улицы и два со стороны парка. Устройство с двух сторон здания симметричных пандусов было рассчитано не только на вход в клуб, но и на пропуск через зрительный зал массовых шествий и демонстраций. Помимо этого под пандусами были запроектированы входы, ведущие в вестибюль клуба. Центральная эллипсоидная часть могла ассоциироваться с настоящим фонтаном: внизу был расположен бассейн, стены которого полностью застеклялись, а от него разбегались пандусы-водопады.

Из всех осуществлённых построек К. Мельникова проект клуба фабрики «Свобода» подвергся при строительстве наибольшим изменениям. Например, сферическая цистерна превратилась в гранённую, а бассейн при строительстве решено было не возводить, так как на этом отрезке Вятской улицы отсутствовало водоснабжение и канализация. Пандусы во время строительства были заменены на лестницы, а со стороны парка их вовсе решено было не возводить. Активное использование Мельниковым в проекте клуба фабрики «Свобода» и ряде других построек внешних лестниц (Клуб завода «Каучук», Дом культуры им. И. В. Русакова) объясняется его стремлением сократить объёмы внутренних вспомогательных помещений: противопожарные нормы тех лет требовали для внутренних лестниц очень большой кубатуры, а на размер наружных они не распространялись. Отказ от строительства бассейна и пандусов повлёк изменения конструктивного и пространственного порядка. Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно. «Образцом формалистического подхода» был назван проект Мельникова журналом «Строительство Москвы».

После войны без ведома Мельникова клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, был переделан по моде времени: кирпичом были заложены остекления фасада, демонтированы ведущие на второй этаж лестницы и железобетонный чехол для раздвижной стены. На месте ликвидированных лестниц возникла глухая стена, которую украсил барельеф и рельефный автограф М. Горького.

Источники

https://um.mos.ru/houses/klub_pri_fabrike_svoboda

https://ru.wikipedia.org