Описание окружающей местности

Для меня Сидими (ныне Безверхово) стал одним из самых интересных и незабываемых уголков Приморья. Надеюсь Вы его полюбите также, как и я. Сегодня это идеальное место для летнего отдыха. Посетив эти места, вы сможете познакомиться с уникальной история села, купаться в чистейших водах бухты, собирать грибы, ловить рыбу и наслаждаться красотой природы.

Эти удивительные места люди облюбовали еще в далекой древности. Многочисленные находки остатков орудий труда, охоты, быта 5-6 тысячелетий до н. э. говорят о том, что люди здесь жили ещё в каменном веке. По соседству с полуостровом вдоль реки Сидими жили корейские крестьяне. В 1866 году ими были образованы села Верхнее Сидими и Нижнее Сидими. Чуть позже появилось Среднее Сидими. В 1877 г. на полуостров, который стали также именовать Сидими, из бухты Стрелок перебрался Фридольф (Фабиан) Кириллович Гек — исследователь дальневосточных морей, вольный шкипер. Здесь в уютной бухте (современная бухта Гека) с северо-восточной стороны полуострова шкипер построил небольшой крепкий дом, каменный фундамент которого вместе с погребом сохранился и поныне. Особенно живописными были ворота, сделанные из китовых ребер, удостоверяющие, что здесь живет китобой. Дела его пошли хорошо. Ф. Гек купил шхуну для промысла китов – в то время их здесь было много. Близость Владивостока обеспечила сбыт хлеба, овощей, молока и других продуктов с фермы, которые он доставлял в город на своей маленькой шхуне.

После окончания службы на золотых приисках на острове Аскольд в соседстве с Ф. Геком в 1879 году пожелал поселиться Михаил Иванович Янковский со своей женой Ольгой – дальней родственницей купца Шевелева. В июне 1879 года Ф. Гек по уговору снял с острова лошадей и часть имущества М.И. Янковского и доставил на своей шхуне на ферму вместе с двумя конюхами, после чего отправился за семейством Янковских. За время отсутствия шкипера, хунхузы разграбили его ферму и убили всех домочадцев – жену и работников, а шестилетнего сына увели с собой. Так Ф. Гек лишился своей семьи, в дальнейшем он пытался найти следы похищенного сына, но безуспешно. Однако эта трагедия не остановила этих мужественных людей, впоследствии неоднократно отражавших набеги «диких хунхузов». В 1884 году Фридольф Гек взял в жены уссурийскую казачку с двумя дочерьми и продолжил на своей шхуне промысел китов. Впоследствии он совершил много научных плаваний, сотрудничал с русским географическим обществом.  Фридольф Кириллович застрелился на почве психического расстройства 4 июля 1904 года. Похоронен на Покровском кладбище Владивостока. В 1986 году перезахоронен на Морском кладбище. Его семья проживала в Сидими до 1921 года.

Михаил Иванович Янковский арендовал полуостров Сидими для разведения диких оленей и лошадей, которые по условиям договора аренды должны были поставляться для нужд царской армии.

Он построил большой двухэтажный дом, похожий на крепость: с узкими решётчатыми окнами, с высокими бойницами, внутри был колодец, где хранился провиант на случай осады. Весь дом был выдержан в старом стиле: полутёмная гостиная, по стенам — картины рыцарских поединков, батальные сцены, кругом висели рога животных. В этом доме у М.И. Янковского родилось четыре сына и дочь.

М.И. Янковский создал на полуострове, носящем ныне его имя, многоотраслевое хозяйство, построенное на принципах рационального природопользования. Он вывел лучшую на Дальнем Востоке породу лошадей, заложил первую в России плантацию дикорастущего женьшеня, занимался выращиванием пятнистых оленей в охраняемой лесопарковой зоне. Сам Михаил Иванович Янковский оставил след в истории Приморья как географ, орнитолог, энтомолог, естествоиспытатель, археолог и общественный деятель. «Он был дворянином в Польше, каторжником в Сибири, нашел приют и славу в Уссурийском крае. Содеянное им — пример будущим хозяевам земли». Эти слова написаны на памятнике Михаилу Ивановичу Янковскому, открытом 15 сентября 1991 года в поселке Безверхово.

Члены этой семьи, начиная с польского ссыльного Михаила Янковского, создавшего в Приморье в конце XIX века собственную предпринимательскую и охотничью империю, прожили бурную жизнь бизнесменов, натуралистов и писателей, полную фантастических успехов и катастрофических потерь, человеческого счастья и трагедий, таежных приключений и ученых изысканий. Юрий Михайлович, представитель второго поколения Янковских, в 1922 году со всеми своими домочадцами перекочевал в Корею, где основал имения "Новина" и "Лукоморье". Вместе с сыном Валерием они завоевали на русском Востоке и в Юго-Восточной Азии славу легендарных охотников на тигров. За виртуозную стрельбу Янковские получили от корейцев почетное прозвище "Нэнуни", что означает "Четырехглазый". После прихода в 1945 году в Китай и Корею Красной Армии их ждали лагеря ГУЛАГа.

Вслед за М.И. Янковским в Сидими прибыл и купил у Ф. Гека участок в 50 га земли вдоль берега бухты Юлий Иванович Бринер. Бринер родился в небольшой деревушке Мерикин, что в нескольких километрах от Цюриха (Швейцария), в 1880 г. появился во Владивостоке, в 1890 г. принял русское подданство. Юлий Иванович также был неординарной личностью. Успешный коммерсант — владелец пароходов и горнодобывающих предприятий, меценат, он стал одним из основателей Общества изучения Амурского Края. В Сидими на мысе, получившем позднее имя Бринера, он построил дачу для себя и дом для сына, который приезжал на выходные из Владивостока, а также — постройки для обслуживающего персонала. Умер Юлий Иванович в марте 1920 г. и был похоронен в фамильном склепе, выстроенном им при жизни в лесном распадке, выходящем к берегу бухты Гека.В честь Юлия Бринера названы северный входной мыс бухты Гека и западный входной мыс бухты Нарва Амурского залива.

Еще при жизни (1916 г.) Юлий Бринер устроил для себя и близких родственников склеп на шесть мест. Склеп строился из привезенного из Финляндии гранитного камня китайскими специалистами. Верх склепа был застеклен. Руководил строительством сам Юлий Иванович. В склепе были похоронены сам Бринер (1920 год), его жена (1926 год), дочь, зять и сестра жены. В 1933 году неизвестными лицами склеп был разграблен и частично разрушен.  Но до этого, во избежании осквернения покоящихся в склепе тел, все останки Бринеров  были кремированы корейскими рабочими, а пепел развеян.

Так на небольшом полуострове сошлись судьбы трёх удивительных людей — М.И. Янковского, Ю.И. Бринера, Ф. Гека. Однако все планы на будущее перечеркнула революция 1917 г. и последовавшая за этим гражданская война. Осенью 1922 г. семья Янковских вместе с пожелавшими уехать работниками имения эмигрировала в Корею. В 1931 г. в Китай эмигрировала семья Бринеров, когда их предупредили о готовящейся над семьей расправе. Все оставшееся имущество первых поселенцев полуострова перешло в руки к новым властям.

В 1972 г., когда после конфликта с Китаем на Дальнем Востоке избавлялись от азиатских названий, с. Сидими было переименовано в с. Безверхово. Селу было присвоено имя командира 71 бригады Якова Безверхова, погибшего под Москвой и до войны некоторое время служившего в Приморье. Безверхов был участником боев у озера Хасан в 1938 году.

https://ok.ru/myizdvr/topic/66672220329428

https://primamedia.ru/news/530310/

https://dzen.ru/media/ruskontur/mihail-iankovskii-luchshii-olenevod-dalnego-vostoka-601b4832ce935310897bedc3

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться