Описание окружающей местности

Но ты помнишь, как давно по весне

Мы на чёртовом крутились колесе,

Колесе, колесе…

А теперь оно во сне.

 

Но я лечу

С тобой снова.

Я лечу – Эх!

И одно слово я кричу,

Кричу: «Люблю!», -

И лечу я к звёздам,

Кричу и вновь лечу.

(М.М. Магомаев)

 

Колесо обозрения — популярный и любимый всеми, от мала до велика, аттракцион. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это всем известное сооружение, а в Москве, например, таковых и вовсе семь штук.

Сегодня поговорим и побываем на одном из них – на «Солнце Москвы».

«Солнце Москвы» - колесо обозрения высотой 140 метров, расположенное рядом Южным входом ВДНХ. Колесо «Солнце Москвы» является крупнейшим в Европе.

Открытие колеса обозрения «Солнце Москвы» состоялось в день 875-летия Москвы — 10 сентября 2022 года.

Строительство колеса обозрения началось в ноябре 2020 года и завершилось в июле 2022 года.

🎡 Измеримые факты о колесе обозрения «Солнце Москвы».

Колесо обозрения «Солнце Москвы» – самое большое в Европе. Его высота достигает 140 метров, что сравнимо с 45-этажным домом. Высота знаменитого «Лондонского глаза» – 135 метров.

Крупнейшими колесами обозрения мира считаются 250-метровое Ain Dubai "Око Дубая" в ОАЭ, 167-метровое High Roller в Лас-Вегасе, 165-метровое Singapore Flyer в Сингапуре, Star of Nanchang («Звезда Наньчана») в Китае его высота — 160 м.

Вторым по масштабу колесом обозрения в России является колесо обозрения в посёлке Лазаревское в Сочи. Диаметр колеса — 80 метров. Причём сочинское колесо обозрения изготовлено под руководством заслуженного конструктора Владимира Гнездилова, который ещё в 1995 году к 850-летию Москвы создал самое высокое колесо обозрения в Европе. Но обо всём по порядку…

 

У посетителей «Солнца Москвы» будет достаточно времени насладиться потрясающими видами – один оборот колесо совершает за 18 минут 40 секунд.

Из кабинок в ясную погоду открывается обзор примерно на 50 километров, что позволяет увидеть ключевые достопримечательности столицы: ВДНХ, парк «Останкино», Останкинскую телебашню и телецентр, усадьбу графов Шереметевых, Ботанический сад, парк «Сокольники», Сталинские высотки, Спасскую башню, Белый дом, храм Христа Спасителя, деловой центр «Москва-Сити» и другие визитные карточки города.

«Солнце Москвы» оборудовано 30 кабинами, пять из которых – с прозрачным полом для обзора на 360 градусов, что придает поездке в такой кабине некоторый элемент экстрима.

Каждая кабина имеет площадь 10 м2, способна выдержать нагрузку в 1125 килограммов, то есть до 15 гостей. А общая вместимость колеса – 450 человек. В час на колесе обозрения могут отдыхать 1435 человек.

Московское колесо обозрения, в отличие от большинства таких аттракционов, будет работать круглогодично. (На самом деле, как показала практика, до -10). Поэтому для комфорта и безопасности пассажиров все кабинки закрытые. Внутри предусмотрена система климат-контроля. Это поможет поддерживать температуру плюс 22 градуса в любое время года.

Пассажирские кабины облицованы многослойным стеклом с защитой от ультрафиолета и инфракрасного излучения. В кабинках со стеклянным полом использовано специальное многослойное стекло с антивандальным покрытием.

Вес конструкции превышает 1800 тонн. Примерно столько весят 30 самолетов Ту-204.

 

🎡 О безопасности:

Многое делалось специально под этот проект – например, фундамент аттракциона. Ученые предложили инновационное решение, впервые примененное для сооружений подобного типа: на глубине 15-22 метров установлены группы баретт Т-образной формы способом «стена в грунте». Они объединены монолитными железобетонными ростверками переменного сечения общей высотой до пяти метров. Это исключает деформацию фундаментов опор колеса, обеспечивает прочность и надежность конструкции.

Что касается испытаний, то макет колеса обозрения «продувался» на устойчивость к порывам ветра до 44 метров в секунду (158,4 км/ч), а группы баретт были протестированы на устойчивость к вертикальным и горизонтальным нагрузкам, в полтора раза превышающим расчетную величину.

При строительстве колеса обозрения применялась особая технология сборки наружного обода, при которой элементы монтируются не последовательно друг за другом, а «крест-накрест». Поэтому для равномерного распределения нагрузки на центральную ось аттракциона при помощи гидравлических толкателей осуществлялся поворот наружного обода. Процесс поворота занял около 20 часов непрерывной работы.

Одна из особенностей сборки заключалась в том, что колесо строилось на очень ограниченном по площади участке, тогда как обычно такие объекты возводятся на огромных пространствах. Приходилось грамотно продумывать логистику, поскольку только для доставки аттракциона задействовали более 180 фур и негабаритных машин. Для монтажа использовали краны грузоподъемностью от 55 до 750 тонн, автовышки с высотой подъема до 80 метров.

Колесо обозрения приводят в движение 14 приводов, по семь с каждой стороны. Их мощность — около 200 киловатт. Даже в случае отказа половины из них аттракцион сможет совершить полный оборот для высадки всех пассажиров. Также аттракцион оборудован двумя независимыми линиями электропитания для повышения надежности всей системы.

При полном отключении электропитания в здании вокзала для резервного питания предусмотрен дизель-генератор, способный вырабатывать необходимую энергию для работы колеса обозрения в штатном режиме. Если посетителям понадобится помощь, к примеру врача, в каждой кабине есть кнопка связи с оператором. В случае форс-мажорной ситуации персонал будет действовать согласно регламенту, при необходимости вызовет сотрудников МЧС.

 

🎡 Выбор места:

Новое колесо обозрения построили взамен старого, имени «850-летия Москвы», которое разобрали в 2016 году на ВДНХ. Из-за масштабности конструкции возводить его на прежнем месте было нельзя – там проходит множество коммуникаций и линия метро. Поэтому колесо расположилось слева от южного входа ВДНХ, рядом с павильоном № 7 «Семена» и будущим парком развлечений с канатной дорогой.

Таким образом Москве вернули символ, которым гордится любой крупный город. К тому же ВДНХ была и остается местом демонстрации достижений. Поэтому размещение аттракциона-рекордсмена здесь также уместно.

Учитывая, что ВДНХ имеет особый охранный статус, столь масштабное строительство на ней не приветствуется, потому колесо размещено не на территории самой выставки, а на примыкающем земельном участке площадью 3,5 га.

Стоит отметить, что новое колесо обозрения размещено в непосредственной близости от жилых домов. ~130 метров. Естественно, жители домов переживали за строительство и связанные в связи с этим техногенные риски и засветку, даваемую колесом. Однако, администрация приняла ряд технических решений, направленных на удовлетворение пожеланий жителей. В том числе, увеличили расстояние от застраиваемого участка до жилого сектора, яркость подсветки в вечернее время уменьшают.

Однако, несмотря на это, особенно в вечернее время, у Вас будет возможность полюбоваться видами в окна дома. А вдруг что интересненькое покажут?! 🥰 Потому ещё один рекорд колеса – нигде в мире столь масштабные аттракционы не устанавливались так близко к жилью — неслучайно парки развлечений находятся на удалении от домов.

               

🎡 «Солнце Москвы» — больше, чем аттракцион.

В инфраструктуру проекта входит одноименный многофункциональный комплекс (МФК) площадью 26 000 кв. м — универсальное городское пространство для широкой аудитории.

Двухэтажный комплекс включает развлекательные пространства, игровой центр, интерактивное семейное пространство, сувенирный магазин «Солнца Москвы», фуд-корт с кухнями народов мира. Также здесь есть прогулочная зона под открытым небом и гастрокластер с кафе и ресторанами.

По желанию гостей колесо обозрения может стать частью личной истории. При индивидуальной аренде кабинки в ней можно провести любые мероприятия — часть из них эксклюзивные в столице. Программа дополнительных сервисов насчитывает 10 дополнительных пакетов: романтическое свидание, регистрация брака, девичник, мальчишник, детский и взрослый день рождения, фотосессия, групповое посещение. Разные варианты иллюминации аттракциона создадут нужное настроение вашему событию.

               

🎡 Минутка истории.

Чертово колесо – так в народе называют гигантский экспонат, традиционно устанавливаемый посреди развлекательных парков и зон отдыха. Самый первый в мире аттракцион колесо обозрения появился в 1893-м году в Чикаго на Всемирной выставке, посвященной 400-летнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом, и призвано было стать достойным ответом … Эйфелевой башне. Дело в том, что в 1893-м в Чикаго проходила Всемирная выставка, и американцы просто обязаны были поразить весь мир не меньше, чем французы, построившие к предыдущей Всемирной выставке в Париже гигантскую металлическую башню Эйфеля.

История началась в 1889-м. Именно тогда в Париже проходила международная ярмарка-выставка, её главной и самой заметной достопримечательностью выступила знаменитая Эйфелева башня, которую по плану организаторов следовало разобрать после завершения многомесячного мероприятия. Детище архитектора Гюстава Эйфеля произвело столь могучий эффект, что башню решили оставить, чтобы 300-метровое чудо навсегда стало символом Парижа и всей Франции.

Следующий международный культурно-экономический форум проходил по другую сторону океана – в Чикаго. Чикаго как раз восстанавливался после великого пожара 1871. Огненная стихия уничтожила большую часть городской инфраструктуры, что заставило историков назвать чикагский пожар 1871-го крупнейшей катастрофой XIX столетия. За два десятилетия пострадавшие и уничтоженные здания привели в порядок – к началу 1890-х Чикаго вернул себе статус ведущего города страны, активно состязаясь с Нью-Йорком за звание главного мегаполиса США, её культурной и экономической столицы. Предприимчивые амбициозные чикагские градоначальники недолго ломали голову, как им затмить парижан (а заодно соседей из Нью-Йорка) и добавить значимости выставке. И предложили американским инженерам создать нечто новое и уникальное.

Идею подсказал Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший – инженер-строитель мостов, железных дорог и паровозов из Питтсбурга. Он сказал, что построит колесо, которое удивит мир.

В отличие от Эйфелевой башни, строительство которой частично финансировало правительство Франции, а на реализацию проекта отводилось три года, Феррис должен был сам найти деньги на создание колеса (и это ему удалось). Кроме того, строительство нужно было завершить всего за 22 недели (причем во время холодной зимы).

Весь свой машиностроительный железнодорожный опыт Феррис вложил в новаторское сооружение, построенное вокруг 70-тонной стальной кованной оси (самая большая на тот момент стальная кованая деталь в истории техники).

Параметры полученного изделия оказались следующими: масса – две тысячи тонн, диаметр – 75 метров, две паровые машины мощностью по 1000 лошадиных сил, двигавшие 36 кабинок размером с добрый автобус – в каждой могли разместиться по 60 зрителей, что означает потенциальные 2160 пассажиров за один поворот, занимавший целых двадцать минут. Даже будучи в четыре раза меньше сооружения Эйфеля, ключевая достопримечательность Колумбовой выставки была выше любого небоскреба девятнадцатого века.

Успех был потрясающим — колесо ни простаивало ни минуты, а после выставки в Чикаго поучаствовало еще и в выставке в Сент-Луисе. Сохранилась даже архивная съёмка 1895 года. Удачную идею подхватили сначала в Лондоне, потом в Вене, далее по всему земному шару. Уже через 10 лет в мире насчитывалось больше ста подобных колес обозрения. Кстати, венское колесо обозрения, построенное в 1897 году и ставшее символом Вены, работает по настоящее время.

Так почему же колесо «чёртово»?

Существует несколько версий на этот счёт:

1. Несправедливым будет упустить такой момент: Джордж Феррис позаимствовал идею колеса обозрения у турок, которые ещё в 17 веке облюбовали этот вид развлечения. Старинное устройство приводилось в движение мускульной силой человека и имело 13 кабинок. А 13 - это чёртова дюжина. Отсюда и название.

2. На строительство уже нам знакомого колеса 1893 года была выделено катастрофически мало времени. Рабочие вынуждены были работать сверхурочно, сильно выматывались и вообще ненавидели это сооружение, обзывая «чёртово колесо».

 

🎡 А что в Москве?

Впервые колесо обозрения было установлено в Москве в 1931 году в парке Горького. Между прочим, первое колесо обозрения в Советском Союзе ☝️. Его высота была всего 14 метров. Оно получило название «малого», после того как в 1958 году в парке установили еще одно колесо высотой порядка 45 метров. Демонтированы в 2009 и 2011, соответственно.

 

До «Солнца Москвы» на ВДНХ также было колесо обозрения. Называлось оно «Колесо имени 850-летия Москвы».

Колесо было установлено к юбилею столицы в 1997 году и получило название в ознаменование 850-летия Москвы. Высота сооружения равнялась 73 метрам здесь было установлено 40 кабинок, каждая из которых вмещала восемь пассажиров. Полный оборот колесо совершало за 7 минут.

Конструктором колеса являлся Владимир Гнездилов, что позже построил колесо в Лазаревском.

До 1999 года это колесо было самым большим в Восточной Европе. В 2009 аттракцион впервые сломался: колесо остановилось вместе с 57 людьми, застрявшими в воздухе. В 2013 году на большой высоте застряли 10 человек. В июне 2016 года колесо демонтировали.

 

🎡 Сегодня в Москве семь действующих колёс обозрения:

1️⃣ Старейшее из них расположено Измайловском парке

, его установили в 1957 году к открытию Всемирного Фестиваля молодежи и студентов. На тот момент оно было самым высоким в Европе – порядка 50 метров. Поездка на колесе длится 7,5 минуты.

Проект колеса был разработан под руководством известного инженера и изобретателя Георгия Хромова. В изготовлении аттракциона принимали участие 10 заводов. Работы были технически сложными, ведь масса колеса с 40 четырехместными кабинами составляет 68 тонн. Колесо было собрано примерно за полгода.

За почти 60 лет на аттракционе прокатились более полутора миллионов человек. В 2007 году оно было закрыто на годичный ремонт, участие в котором лично принял создатель колеса Георгий Хромов. Разрабатывая свой уникальный аттракцион, конструктор предусмотрел все возможные проблемы и аварийные ситуации, а также продумал простые пути их решения. Единственная неприятность, которая может случиться с посетителями колеса обозрения – это аварийная остановка. Однако с момента создания в работе аттракциона не было ни одного сбоя.

2️⃣ Малое колесо в Измайловском парке.

Высотой 30 метров с 20 открытыми кабинками.

3️⃣ Колесо обозрения в парке «Сокольники».

Высота 30 метров. Оборудовано 20 открытыми кабинками, оформленными в ретро-стиле.

4️⃣ Колесо обозрения в парке «Сказка».

Построенное в 2016 году колесо обозрения стало первым круглосуточным в Москве. Его  высота- 35 метров. Колесо оборудовано комфортными закрытыми кабинками.

Зимой оно работает на электричестве, а летом- от солнечной батареи, что полностью соответствует последним европейским стандартом. Полный оборот совершается за 7 минут.

5️⃣ - 6️⃣ Братья-близнецы Music Wheel в Крокусе в Мякинино и Vegas-е на Каширке.

Их высота 55 метров. Аттракционы оборудованы 24 закрытыми кабинками с мягкими диванами и стилизованной музыкой. Полный оборот совершается за 15 минут.

7️⃣ «Солнце Москвы».

На момент создания настоящего тайника пришла информация, что в ПКиО им. Горького планируется возродить колесо обозрения. Потому, возможно, когда Вы будете брать данный тайник, колёс обозрения в Москве будет уже 8️⃣.

 

🎡 «Солнце Москвы» ждёт Вас по адресу:  г. Москва, ул. 2-я Останкинская, д. 3.

⌚ Время посещения:

пн-пт: 12:00 - 22:00, сб-вс: 10:00 - 22:00.

💻 Сайт колеса обозрения: https://moscow-sun.ru/

👛Стоимость посещения: будние дни – стандартная кабина 1 150 рублей, прозрачный пол – 2 000 рублей; выходные и праздники – 1 350 и 2 300 рублей, соответственно. Льготы есть только в будние дни – 750 рублей.

 

📚 Список использованной литературы:

1. «Солнце Москвы»

2. ВДНХ

3. Департамент строительства

4. Википедия

5. Большая картинка

6. Техинсайдер

7. Мастерок ЖЖ

8. Пикабушечка

9. Москва24

10. Типичная Москва

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться