Музей прикладного искусства Узбекистана (дом Половцова) [MV/29075]
Описание окружающей местности
Среди наиболее примечательных объектов Ташкента есть одно небольшое здание, занимаемое ныне Государственным музеем декоративно-прикладного искусства. Здание было построено еще в позапрошлом веке на углу бывшей Шелковичной улицы и Шелковичного переулка. Ныне это улица Рокатбоши, а до 1991 года она носила имя большевистского комиссара Д.Г.Шпилькова…
Обычно это здание называют Домом Половцова. Именно благодаря этому русскому государственному деятелю, ученому, дипломату данное здание приобрело нынешний вид. Но, отдавая дань исторической справедливости, его можно было бы назвать и Домом Иванова, поскольку он был первым его владельцем. Николай Иванович Иванов — известный в свое время во всем Туркестане купец, личность очень интересная, легендарная. Знаменитый ташкентский летописец начала XX века А.И.Добросмыслов называет его старейшим из предпринимателей Туркестанского края.
Дом был куплен Александром Александровичем Половцовым (младшим). Впервые тот оказался в Ташкенте в 1896 году. Будучи чиновником Министерства внутренних дел, он был командирован из Петербурга для изучения переселенческого дела в Средней Азии и Закавказье. Происходил Половцов из очень богатой и знатной семьи, был внучатым племянником императоров Александра I и Николая I.
А.А. Половцов достаточно серьезно интересовался Востоком и для своих будущих поездок в Среднюю Азию пожелал иметь в Ташкенте свое жилье. По его поручению секретарь М.Андреев приобрел в Ташкенте дом, ранее принадлежавший купцу Н.И.Иванову. Под руководством военного инженера и архитектора Александра Бурмейстера были осуществлены масштабные работы по перестройке здания и оформления интерьеров в соответствии с пожеланиями нового владельца.
За отделкой наблюдал Андреев, приглашенные им мастера из Ташкента, Хивы, Бухары, Риштана выполнили резьбу по ганчу, дереву, художественную роспись.
Сам Половцов в своих воспоминаниях писал: «Свой дом в Ташкенте я перестроил и увеличил. Живя в Туркестане, мне хотелось создать среднеазиатскую обстановку. Я нашел в Коканде усто, строившего дворец для последнего кокандского хана… Старик переселился ко мне с сыновьями и внуками. Они расположились лагерем в саду и построили мне на туземный лад три комнаты и террасу с деревянными резными потолками, золочеными и расписными, и стенами из резного алебастра с закрашенными фонами. В Фергане я нашел мастера, сделавшего мне прелестные резные двери из чинарного дерева, и там же керамиста, обжегшего мне изразцы для облицовки; мне приятно было воскрешать старые местные кустарные промыслы..»
Одним из наиболее ярко украшенных помещений особняка является центральный зал, предназначавшийся для приема знатных гостей. На его стенах можно увидеть богатую орнаментальную резьбу по ганчу, для их украшения также использовались темперные краски.
Трехъярусный деревянный потолок помещения покрывает искусная художественная роспись, для его поддержания были установлены колонны, декорированные резьбой и росписью. В интерьер удачно вписываются камины, которые являются образцом мастерства резчиков по ганчу. Проходя в зал, есть желание задержаться в дверях, дабы изучить их изящную ажурную резьбу. Другие залы, пусть и не так богато, но тоже со вкусом украшены резьбой по ганчу и дереву, росписями.
В 1909-м Половцев подарил свой дом городу. Во время первой мировой войны его сделали казармой для пленных австрийских офицеров, в 30-х годах прошлого века особняк превратили в детский дом для детей-сирот, массово бежавших от голода.
История формирования будущего музея начинается в 1927 году с организации выставки, на которой лучшие мастера Узбекистана демонстрировали свои работы, со временем она стала постоянной. Накопившиеся с годами произведения послужили основой экспозиции для созданного в 1937 году музея кустарных ремесел, который позднее был переименован в музей прикладного искусства Узбекистана.
Хранилища музея содержат более 7 тысяч предметов искусства, которые в полной мере раскрывают историю развития ремесел в Узбекистане, таких как чеканка, ювелирное искусство, резьба по дереву и керамика, ковроткачество, вышивка, оригинальная техника золотого шитья, миниатюра и т.д.
Основу коллекции музея составляют работы, созданные в советский период, но встречаются как более ранние произведения, так и современные предметы прикладного искусства. Посетители могут увидеть керамические изделия — кувшины, вазы, сервизы, сосуды и другие произведения признанных республиканских центров керамики. Фарфоровые изделия поражают своими орнаментами, мастерством художников, которые часто использовали в своей работе мотивы из поэтических произведений.
Ручная вышивка также не оставляет равнодушными посетителей музея, примечательна она и разнообразием техник исполнения, ведь почти у каждого региона есть свой неповторимый стиль вышивки.
В экспозиции представлены образцы резьбы по дереву, здесь можно увидеть резные двери и колонны, предметы мебели, шкатулки, посуду. У дам особенный интерес должны вызвать ювелирные украшения — головные, нагрудные, наплечные, украшения для волос, а также кольца и браслеты.
Коллекцию украшают золотое шитье, музыкальные инструменты, лаковая миниатюра и роспись по дереву, хрусталь и стекло, ковры и паласы, тюбетейки, предметы национальной одежды и многие другие интересные экспонаты.
Периодически для посетителей проводятся выступления национального танцевального коллектива и демонстрация традиционной одежды.
Подробнее о коллекции музея можно прочитать здесь, но лучше один раз увидеть!
Адрес: Узбекистан, Ташкент, ул. Ракатбоши,15.
Часы работы: 09:00 - 18:00, без перерыва, кассы закрываются в 17:00
Стоимость билета для иностранцев – 25 000 сумов.
Использованы материалы
https://mytashkent.uz/2021/08/07/dom-s-legendarnoj-sudboj/
https://www.tourister.ru/world/asia/uzbekistan/city/tashkent/museum/26460







