Описание окружающей местности

    Чор-Бакр - это средневековый некрополь на окраине Бухары. В XVI веке здесь хоронили джуйбарских шейхов - представителей самого влиятельного из родов при тогдашних ханах Бухары. Тем, кто любит гулять по кладбищам, обязательно тут понравится.

         Основные здания некрополя были построены в эпоху узбекской династии Шейбанидов в XVI веке.

      В 1560-х годах правитель династии Шейбанидов — Абдуллахан II, известный тем, что варварски разорил дворец Великого  Амира Тимура в Шахрисабзе, решил увековечить память о знатном роде Абу-Бакра, и  приказал построить здесь мечеть, медресе и ханаку.

      Это был дар его учителю, джуйбарскому шейху Ходже Мухаммад Исламу, который славился просвещённостью и мудростью — его советы высоко ценили при дворе.

       В центре некрополя, за небольшим водоёмом, возвышаются три основных здания: мечеть, ханака и медресе. В начале XX века к комплексу зданий добавился небольшой минарет, который очень напоминает знаменитый бухарский минарет Калян.

     Некрополь, словно город, имеет свои узкие улицы, закрытые дворики-лабиринты, фамильные дахмы и отдельные надгробия в виде небольших саркофагов и каменных плит.

     Наиболее древняя часть некрополя представляет собой захоронение Абу Бакра Саада — основателя всей династии Джуйбарских сейидов, прямого потомка святого пророка Мухаммада. Его могила находится в одной из самых крупных фамильных усыпальниц на центральной улице некрополя. Вокруг неё расположены могилы рода Джуйбаров нескольких поколений.

      В 1593 году умер Ходжа Бакр Саад, сын Мухаммад Ислама, который был похоронен рядом с отцом, а впоследствии здесь были погребены другие представители этого рода – Абу Бакр Фазл и Тожиддин Хасан. Они покоятся в одной хазире (хазира – это форма погребального сооружения, которое состоит из двора, окружённого мощными стенами, с одним входом, представляющим красиво украшенные ворота).

       В Бухаре  распространено поверье, что всякое желание может исполниться, если в один день совершить паломничество к четырем мазарам, где похоронены святые, в составе имен которых есть имя Бакр. Именно поэтому, сюда стягиваются верующие со всей Бухары на молитву в мечеть, и именно поэтому,  так популярен мазар на могиле родоначальника джуйбарских ходжей.

     Вместе со старыми захоронениями встречаются и отреставрированные, иначе там опасно было бы находиться, некоторые стены и арки грозят обвалиться. Многие цветные изразцы утеряны, а ранние захоронения, вообще, цвета глины, так как изразцов в то время ещё не придумали.

        Хазиры расположенные в восточной части комплекса и тянутся чередой с севера на юг.

       Со временем правила захоронения становились менее строгими и Чор-Бакр стал фамильной усыпальницей для многих мусульман, включая женщин.

         За долгие годы некрополь сильно разросся, и сейчас напоминает настоящий город с улицами.

      К северу от некрополя раскинулся большой сад Чор-бог, со всех сторон засаженный плодовыми и декоративными деревьями, а также виноградниками и цветниками с розами. К саду Чор-бог от городских ворот идут два арыка длиной почти в пять километров, по бокам которых посажены две аллеи XVI века. Говорят, что это сделано для того, чтобы Абдуллахан II, следуя в Чор-Бакр и обратно, на протяжении всего своего пути находился в тени этих деревьев, а не под палящим солнцем.

         Конечно, не все деревья аллеи сохранились, но к ним подсаживают молодые ивы, тополя и чинары.

https://turbinatravels.com/guide/Kalaya-(Tchor-Bakr)-Uzbekistan-139522/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Nekropol-Tchor-Bakr-51352/Otzyv/Nekropol-Tchor-Bakr-Tchetyre-brata-93552/

https://think-head.livejournal.com/586482.html

https://alsamarkand.com/ansambl-chor-bakr/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться