Описание окружающей местности

Эта история - этнографический детектив.  Наверно, каждый поклонный камень повидал на своём веку много разного. Но Столбок из Большой Трещёвки оказался героем детектива.
   С чего же всё начиналось. Наверно, с просьбы от коллег из Института Этнологии и антропологии РАН написать аналитическую записку про этнологические объекты Воронежской области.
А в это время в регионе развернулась настоящая детективная история...
Жители села Большая Трещёвка и краеведы  (особенно Александр Шнырев) забили тревогу - кто-то украл у них  Поклонный камень - "Столбок-часовенка". Стоял этот камень на перекрестке дорог с самого основания села - с 18 века, а может, и раньше. 
   Весть о похищении главной сельской святыни в одночасье облетела Большую Трещёвку. Поклонный камень, часовенка всегда была чем-то вроде счастливого талисмана села. Теперь добра не жди, огорчены местные жители. 
Вера Карлова, жительница села Большая Трёщевка: «Этот камень стоял, голубчик его звали. Там иконка была и служил батюшка, по праздникам приходил. Лампадка стояла и ночью, чтобы видно, если кто заблудиться». В Воронежской области украли древнюю святыню
   Местные жители никогда не сомневались, что он приносит удачу. Первые каменные памятники  в донских степях появились еще в эпоху кочевников. Сначала это были стилизованные скульптуры  предков, затем столбы,  обозначающие границы землевладений. До наших дней  подавляющее большинство этих сооружений не сохранилось.
   Первые случаи хищения таких памятников  датируются  девятнадцатым веком. Например, местные помещики сдергивали с курганов половецких идолов для украшения своих усадебных садов. Правда, ни тогда, не сейчас по закону это не квалифицировалось как кража.
   И это самое печальное. Привлечь похитителя к ответу сложно. Не было закона, по которому похищение Поклонного камня - преступление. 
     Свое негодование в соцсети выразил краевед Александр Шнырев. По его словам, местные жители связывали столобок (прим. – тип часовен, расположенных "на столбах при путях"), с различными поверьями. Например, местные жители гоняли мимо камня скотину на пастбище, что был хороший удой коров, и они не болели. В таких поклонных камнях находилась иконка и коробочка для пожертвовании на церковь или часовню.
– При советской власти пропала икона и вслед стал разваливаться колхоз.
В этом году украден и сам сельский талисман - это уникальный исторический памятник, которых больше нет во всем Черноземье, – отмечает Александр Шнырев  Заместитель председателя областного совета краеведов Владимир Елецких рассказал «Блокноту Воронеж», что в российских селах осталось немного столобочков, а тот который был в селе Большая Трещёвка, был единственным в Черноземье. Воронежские краеведы бьют тревогу: из села украли поклонный камень
    На помощь правоохранительных органов жителям Большой Трещёвки рассчитывать не приходилось. Дело в том, что в отличие от старинных особняков или церквей,  поклонные камни объектами культурного наследия не считаются и нигде на учете не состоят. Тоже самое касается сохранившихся местами межевых камней, старинных мостов на заброшенных и заросших дорогах и таких объектов промышленной археологии как такие вот печи - в них  местные крестьяне когда-то  выжигали известь для строительства домов. Искать свой уникальный исторический объект  жители Трещёвки стали собственными силами, вроде бы повезло. Кто-то  увидел знакомый камень выставленным на продажу в областном центре. А вскоре объект всеобщего сельского поклонения,  появился на своем привычном месте также неожиданно, как незадолго до этого исчез – видимо, похититель решил  не искушать судьбу. 
   Правда, не совсем неожиданно.  Во всех СМИ жители села, краеведы, работники муниципальных органов власти подняли шум. Нашли похитителя. Он в интервью рассказал, что хотел собрать все такие камни и отвезти в "Червленый яр" (зоопитомник), чтобы спасити их от забвения.  По его мнению, такие камни нужно показывать людям, а село вымирающее, скоро некому будет о нём позаботиться.
   Но камень не иголка, в стоге сена не спрячешь. И он нашёлся. А с предпринимателем повели разговоры, что надобно святыню вернуть.
   Иван Гусев, глава администрации Сомовского сельского поселения: «С ним были проведены разговоры и он его сам привез на этой же машине – на манипуляторе и установил, я был в Воронеже, приехал, камень уже на месте стоял».В Воронежской области украли древнюю святыню
   Горе-предприниматель, расхититель камней, решил не связываться с древними проклятиями и негодующими жителями. И вернул на место поклонный камень. 
   История эта разлетелась по разным изданиям, бульварным и серьёзным. Фотография Александра Шнырева Камня-часовенки стала победителем конкурса "Утерянные деревни России", попала на открытку, в музей Утеряных деревень России. И даже на страницы журнала National Geographic.
   И остался он стоять среди бескрайних просторов на радость жителям Большой Трещёвки.
   Вот и сказки конец. "И всё?" - спросите вы. Нет не всё. Слава не бывает без последствий. Некоторые турфирмы, которые занимаются поездками по местам силы, стали привозить группы. У посетителей открываются чакры, приходит просветление.
   Но здесь мы не специалисты.
   А моя аналитическая записка, вместе с другими, из других регионов, тоже не осталась без внимания. Не хорошо, когда такие нематериальные ценности не пользуются защитой. И в 2022 г. был принят Федеральный закон № 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации" Вода камень точит. А Поклонный камень дело делает.
  Так, что это не просто Столбок, а настоящий, влиятельный Поклонный камень. 
Не могли мы не съездить к нему, рассказать о принятом законе, поддержать. Прятался он до определенного момента, не хотел стать вновь объектом разбоя. А сейчас осмелел, вышел из тени. И готов встретиться с геокешерами.
    Морально поддержать, если нужно.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться