Описание окружающей местности

Литвинов Виктор Яковлевич – дважды Герой Социалистического труда, организатор авиационной промышленности, директор авиационного завода №1 Наркомата авиационной промышленности; директор завода «Прогресс».

Он родился 17 апреля (по новому стилю - 30) 1910 года в Таганроге в семье железнодорожника, работавшего на станции Матвеев Курган. В 1926 году будущий авиационный инженер закончил 7 классов школы при этой станции, тогда же стал комсомольцем. Осенью того года Виктор поступил на механическое отделение Таганрогского индустриального техникума, который окончил в апреле 1930 года. Получил квалификацию техника-механика и пошел работать на Таганрогский авиационный завод техником-технологом.
В том же году, по разнарядке из Авиатреста СССР, был переведен в Москву на завод № 1 имени Авиахима. На этом заводе проработал более 30 лет, прошел путь от техника-конструктора до руководителя предприятия.

На новом заводе Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Он умел и отлично чертить и «читать чертежи», товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку и природную сметливость, и настойчивость. Если нужно он мог встать и к токарному станку, и слесарному верстаку. Но вскоре проявились его главные способности - способности организатора. Завод тогда переходил на хозяйственный расчет и Виктор Литвинов первым на заводе организовал и возглавил комсомольско-молодежную бригаду конструкторов.

В 1937 году, окончив с отличием вечернее отделение Московского авиационного института, получает новое назначение - начальником технического бюро сборочного цеха завода. В этот период коллектив завод налаживал массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5,осваивал серийное производство истребителей И-5 и И-7 (все машины конструктора Н.Н. Поликарпова). Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, к таким проблемам относились - работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы - организацию этой работы возглавил В. Литвинов.
Высокая инженерная подготовка, незаурядные организаторские способности, горячее желание сделать лучше, быстрее и с меньшими затратами выделяли В.Я. Литвинова. В июле 1938 года он назначается заместителем главного инженера завода. И снова новью задачи, проблемы, которые решать нужно было быстро, грамотно, надежно. 
В мае 1940 года на государственные испытания был представлен новый истребитель МиГ-3 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. При его создании впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности предложенный В.Я. Литвиновым. На заводе одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. В начале 1941 года на знамени завода засверкал орден Ленина, а В.Я. Литвинов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же он становится главным инженером завода.
С началом Великой Отечественной войны заводу приказано резко увеличить темпы выпуска самолетов и к концу сентября Московский самолетостроительный завод уже выпускал сутки до 20 новых скоростных истребителей МиГ-3. В этом была большая заслуга В.Я, Литвинов, за что он был награжден орденом Ленина.

Во второй половине октября 1941 года положение предприятия резко осложнилось: началось немецкое наступление на Москву. Завод № 1 был отправлен в Куйбышев (ныне Самара), и его эвакуация прошла всего за 10 дней. Уже 28 октября был подписан приказ о начале работы завода № 1 на новом месте. На пустыре, на окраине города, был развернуто строительство фактически нового завода, новых корпусов. В то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов - такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство, в их числе и главный инженер завода В.Я. Литвинов. Уже 29 декабря 1941года в небо поднялся первый самолет, построенный полностью уже на новом месте – причем это был новый самолет – штурмовик Ил-2. В 1942 году завод полностью перешел на массовое производство этого боевого самолёта.
Но стране нужны были штурмовики Ил-2 в большом количестве. Главный инженер завода № 1 В.Я. Литвинов приступил к внедрению новых технологий, благодаря которым предприятие смогло выпускать вместо одного - уже три самолета Ил-2 в день, и после этого каждый день их производство наращивалось на 1-2 единицы.
В 1942 году силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных Ил-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных.
Всего же в 1941-1945 годах предприятие отправило на фронт 3122 истребителя Миг-3, 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, за что в 1945 году завод № 1 был награжден орденом Красного Знамени.
В июле 1944 года Виктор Яковлевич Литвинов был назначен директором предприятия. В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов и освоение новых образцов боевой техники он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

После войны коллектив завода, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, освоил в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. В 1946 года на праздничном параде в Москве 7 ноября пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9, собранные на куйбышевском заводе. А потом было серийное производство истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, пассажирского авиалайнер Ту-104. Каждый из этих самолетов был новым этапом в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности.

В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. В 1958 году началось внедрение и освоение новой техники и технологии для серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет. Все работы проводились под руководством директора завода Литвинова.
Первенцем была ракета Р-7. В Подлипках на опытном заводе ракету собрали за три месяца, а на завод двигатель для третьего летного экземпляра ракеты поступил за 14 дней до срока выполнения правительственного задания. 31 декабря 1958 года в 23.00 часа летный экземпляр «семерки» блестяще выдержал испытания, а после проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года. Это был пуск военного назначения, о котором в газетах не сообщалось.
К началу 1960 года завод № 1 имени Сталина уже полностью отказался от изготовления самолетов и представлял собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной ракете Р-7. 12 апреля 1961 года ракета, собранная именно на заводе в Куйбышеве, вывела в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

В 1960 году, в соответствии с закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР, директор завода № 1 Виктор Яковлевич Литвинов второй раз удостоился звания Героя Социалистического Труда. В общей сложности за свою жизнь, кроме двух Золотых Звезд, он был также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 год), четырьмя Орденами Ленина (1941, 1945, 1957 и 1960 годы), двумя Государственными премиями СССР (1946 и 1950 годы) и одной Ленинской премией (1958 год).

Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. И не только завод, производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолётостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и т.д. Не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода В.Я. Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.
-------------------------
Кто захочет больше узнать о жизни выдающегося соотечественника, вот ссылка на интересный очерк в Комсомольской правде "На их плечах держалось небо" (https://www.kp.ru/best/samara/samaracosmos-viktor-litvinov/)

Инфа:

https://www.roscosmos.ru
https://taganrog-avia.ru/people/Litvinov

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться