Описание окружающей местности

Возникновение маяков в России связано с зарождением Российского флота и, конечно, с именем Петра I. В 1705 году по его указанию вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них ёмкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Однако в последующие 100 лет маячное дело развивалось бессистемно: государственные маяки содержались «по остаточному принципу». Адмиралтейств-коллегия была завалена жалобами капитанов российских и иностранных судов на опасность плавания в Финском и Рижском заливах. Поэтому в 1801 году Морскому учёному комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела. Официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды».

Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии включен в архитектурный комплекс волжского входа в Волго-Донской судоходный канал. Памятник входит в Список объектов культурного наследия федерального значения Волгоградской области № 36, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624, Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176.

Высота «Маяка» 25 метров. Расположен на самом большом речном полуострове в Европе - Сарпинский, на восточной оконечности полуострова, справа от шлюза № 1 в Красноармейском районе Волгограда, напротив памятника Ленину.

Памятник-маяк сооружён в 1952 году (согласно паспорту БТИ) по проекту автора – архитектора Р.А. Якубова. Выполнен памятник на искусственной насыпи в виде окружности радиусом 40,0 метров от центра башни маяка, представляет собой объёмно-пространственную композицию. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене основного постамента маяка, обращённой к Волге, накладными буквами сделана надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918 – 1919) – Сталинград (1942 – 1943)».

В настоящее время, Маяк является действующим сооружением. Основное его назначение – средство навигационного ограждения для обеспечения безопасности прохождения судов на внутренних водных путях. Питание сигнала маяка осуществляется от солнечных батарей с использованием светодиодных ламп.

Источник информации: GIKE_Volgograd_-MAYAK.pdf

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться