Секретная тропа Севастопольского партизанского отряда [VI/28778]
Описание окружающей местности
Этот тайник продолжает серию тайников «Таблички команды Мельничука». О Мельничуке и его «команде» читайте в описании тайника «Мартыновский овраг». Тайник посвящен трагической гибели Севастопольского партизанского отряда, в частности его комсомольско-молодежной группы, и сопрягается одной сюжетной линией с тайниками «Перевал Бечку», «Орлиный Залет», «Седам-Кая», «Партизанская поляна Аша-Тарла».
Здесь https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post383058231 читаем о трагедии молодежной группы Севастопольского отряда.
Трагические события, которые произошли здесь, в районе Севастополя, в Крымских горах в феврале 1942 года, освещены в немногочисленных письменных источниках, которые принадлежат участникам тех боев.
Крымские леса ещё долго будут хранить память о партизанском прошлом. В устье Монашьей балки, близ урочища Алсу бойцы поискового отряда находят артефакты, и именно они помогают нарисовать картину произошедших здесь событий, в результате которых погибла молодежная группа Севастопольского отряда.
История создания этой группы следующая. 29 июня 1941 года Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) была издана директива об организации борьбы против немецких захватчиков в прифронтовой полосе и на территориях, временно оккупированных врагом. В Крыму работу по подготовке к борьбе в тылу врага возглавили Крымский обком ВКП(б) и НКВД. В начале июля 1941 года обком предписал горкомам и райкомам партии приступить к формированию партизанских отрядов и подготовке материальных баз для них.
Списки Севастопольского и Балаклавского партизанских отрядов были подготовлены непосредственно секретарем горкома партии Б. А. Борисовым и начальником городского отдела НКВД К. П. Нефедовым.
Костяк отрядов составляли рабочие Морзавода, Виншампанстроя, Табаксовхоза и совхоза им. Софьи Перовской, ГРЭС, рыбаки.
В августе 1941 года началась эвакуация Морзавода на Кавказ, и в связи с этим из партизанского отряда были отозваны квалифицированные рабочие завода. По указанию Севастопольского горкома партии они были заменены школьниками. Около 50 учеников 8–10-х классов, минуя военкомат, были зачислены в отряд и направлены в лес. Это беспрецедентный случай в истории партизанского движения Советского Союза и это было сделано вопреки директиве Генштаба РККА, которой военкоматам запрещалось призывать в армию рвущихся на фронт патриотически настроенных подростков, не достигших призывного возраста. Кроме того, необходимости в замене рабочих – членов партизанского отряда на школьников в то время не было. В августе 1941 года Севастополь находился далеко от линии фронта. В городе проходила третья волна мобилизации и эвакуация гражданского населения. Пополнить отряд можно было за счет добровольцев из числа лиц, по каким-либо причинам не подлежащих призыву в армию.
1 сентября 1941 года школьники Севастополя сели за парты, но не было среди них тех, кто волевым решением людей, получивших право в военное время распоряжаться чужими судьбами, были обречены на скитания в холодном лесу с разграбленными партизанскими базами и голодную смерть.
Из старшеклассников севастопольских школ была сформирована группа бойцов-разведчиков под командованием бывшего военного и партийного работника Василия Тихоновича Арбузова. Ребят тщательно готовили к предстоящим боям: учили метко стрелять из стрелкового оружия, ориентироваться на местности, совершать марш-броски, которые, казалось бы, были под силу только взрослым мужчинам. Арбузову часто говорили: «Загоняешь ты своих мальчишек, они и разбегутся». Но ребята выдержали нелегкую учебу и доказали в боях, что воевать могут не хуже взрослых.
С первых дней обороны Севастополя они защищали родной город по другую сторону фронта, в тылу врага: были пулеметчиками, разведчиками, связными, проводниками. Самому младшему из них, Юре Рацко из 6-й школы, было 13 лет. В партизанский отряд он ушел со своим отцом. Кстати, на его счету более 30 уничтоженных врагов.
После нескольких дней боев (с 9 по 18 ноября 1941 года), чтобы избежать уничтожения, начальник 5-го партизанского района В.В.Красников по разрешению руководителей Севастопольской обороны был вынужден отвести отряд в тылы немецких войск, в зону 4-го партизанского района, в урочище «Чайный домик», что в 50 километрах от Севастополя, высоко в горах над селом Коккоз (ныне Соколиное).
На новое место базирования ушло более 200 бойцов, совершенно без продовольствия, только с тем запасом патронов и ручных гранат, который они смогли донести. В условиях крайне суровой зимы уже в начале декабря 1941 года в отряде начался повальный голод, и первыми пострадавшими от него были мальчишки – они еще росли...
В ходе боевых столкновений, проведения диверсионно-разведывательных операций молодежная группа отряда, которой командовал В.Т. Арбузов, понесла невосполнимые потери. Часть ребят погибли во время первых боев 18 ноября 1941 года, несколько человек были убиты на «Чайном домике», многие умерли от голода на базах Балаклавского отряда в карадагском лесу и после возвращения на «Чайный домик».
Они теряли своих друзей: как страшно, как больно было это переживать... Первым из отряда погиб всеобщий любимец 15-летний Вилор Чекмак из 1-й школы. 10 ноября 1941 года, находясь в дозоре у села Алсу, он заметил приближавшихся карателей и предупредил отряд выстрелом из сигнальной ракетницы, после чего в одиночку принял бой. Когда закончились патроны, Вилор подпустил фашистов к себе и гранатой подорвал себя вместе с врагами.
Ребята воевали как взрослые, выполняли такие же боевые и хозяйственные задания, стояли в дозорах, участвовали в боевых операциях. Командиры не делали поправку на возраст. Но голод действовал на молодые, растущие организмы более радикально и они умирали чаще взрослых.
Но вернемся к «секретной тропе», как её называли партизаны. Она соединяла районы Алсу, Дачи Кожанова, Текне с Атлаусом и проходит по хребту Карши-Кая, на правом борту Чернореченского каньона. Там же, на хребте, находится и «Мушиная поляна», как её называли партизаны. Дело в том, что внизу, на поляне, из-за скота было много мух, досаждавших партизанам, а там мух не было из-за можжевельника, произрастающего там. На этой поляне находился наблюдательный пункт и она была местом отдыха молодежной группы.
Теперь непосредственно об обстоятельствах гибели Севастопольского отряда. Из рассказа Мельничука, которому эту историю рассказывал лично М. Ф. Томенко в 80-е годы:
«В начале февраля 42 года Красников, по приказу Мокроусова, отправил 3 группы Севастопольского отряда (150 человек) на старые базы в район Алсу-Атлаус. Группы возглавили Пидворко, Томенко, Верзулов. Дело в том, что готовилось наступление Крымского фронта, и севастопольский гарнизон должен был начать наступление навстречу Крымскому фронту. По замыслу командования, севастопольский отряд должен был содействовать этому наступлению. В ночь на 4 февраля группы ушли на Адымтюр, на базу Акмечетского отряда. Там Калашников (командир Акмечетского отряда) приказал начхозу приготовить лепешки на весь состав Севастопольского отряда. В четыре утра отряды ушли в урочище Орбока. При подходе к урочищу отряд был кем-то обстрелян. Дело в том, что в районе Ай-Тодора располагался штаб румынского горного корпуса, и все окрестности усиленно охранялись патрулями. Местные пастухи и полицаи засекли отряд, когда они подходили к базам группы Пидворко в урочище Орбока. Базы оказались разграбленными. Отряд укрылся в землянках на вершине горы. Пидворко приказал Верзулову идти на Алсу и Атлаус, проверить продуктовые базы, и, если они сохранились, принести продукты. Продукты нашли в двух ненайденных немцами землянкам, нагрузились ими и пришли на Орбоку, где разделили их между отрядами. В ночь на 6 февраля группы выдвинулись на Атлаус. При этом на снегу остались следы, указывающие куда ушли партизаны. На Атлаусе в землянках Верзулова нашлись котлы, и Пидворко приказал приготовить обед. И, как только обед был готов, со всех сторон началась стрельба. Каратели наступали из Уппы, Уркусты, Чоргуня. Все легли в круговую оборону. Томенко отправил свою разведгруппу по секретной тропе с приказом уходить на «Бочку» (лагерь Текне). Атаманову было приказано отходить на землянки Павлика, это в верховьях оврага Атлаус.
Весь день шел бой. К вечеру стрельба стала утихать. Томенко решил проверить, как прошла его разведгруппа, и с двумя партизанами побежал по секретной тропе. Не доходя до Мушиной поляны, наткнулся на немцев. Все трое прыгнули с обрыва, приземлились на можжевельник, при этом у Томенко из автомата выскочил диск и он остался с одним пистолетом. Скатились к Черной речке и перебрались на ту сторону. К вечеру, когда стрельба утихла, Томенко с двумя товарищами снова переправились через речку, поднялись на Атлаус, где нашли убитого Верзулова, которого там же похоронили. На кордоне Атлаус (ныне Красный камень) на могиле стоит памятник.
Утром 7-го февраля Пидворко скомандовал: всем пробиваться на Бочку и уходить на Севастополь. А Арбузову, командиру молодежной группы, которая входила в состав группы Верзулова, приказал: уводи ребят на свои землянки, потом на Бочку и на Севастополь. Т. е. Пидворко был первым, кто позаботился о судьбе школьников и пытался спасти их жизни. Тут снова подошли немцы и начался бой. Как раз в это время спустился сильнейший туман, и группа Арбузова, бросившаяся к своим землянкам, в тумане пошла не по левому борту Монашьей балки, а по правому. А когда туман рассеялся, Арбузов увидел, что они находятся на правом борту балки, и вся она заполнена карателями. Тогда Арбузов скомандовал: ребята, идем на прорыв. Юра Рацко с отцом остались на тропе прикрывать отход группы от преследовавших карателей, но тут же был сражен автоматной очередью. А группа прямо по дну балки стала прорываться к речке, чтобы по Чертову мосту перебраться на тот берег и уйти на «Бочку». Ребята прорвались сквозь румынскую заставу и выскочили на поляну. Но тут с прилегающей высоты два пулемета положили всех ребят, которые на этой поляне были как на ладони, причем раненые ребята застрелились. Командир группы Арбузов погиб вместе с группой, а комиссар Блинов застрелился, когда увидел, что вся молодежная группа погибла. В этом бою погибли почти все севастопольские старшеклассники, вся севастопольская группа во главе со своим командиром и политруком. Немногие оставшиеся в живых умерли от истощения летом 1942 года. Последним из школьников 20 июля 1942 года в заповеднике от голодного истощения умер 16-летний боец Севастопольского отряда Виктор Янов.
Через много лет бывший партизан Михаил Федорович Томенко вспоминал: «...Я видел этих погибших мальчиков перед боем, я помню до сих пор их лучистые, светлые улыбки. В ту лунную ночь 8 февраля они лежали на боевой позиции, погибшие в неравном бою».
http://www.shukach.com/ru/node/35395
К вечеру 7-го февраля на «Бочке» собрались остатки Севастопольского отряда. А в это время в этих местах уже проходил передний край немцев. И утром 8-го февраля, когда немцы увидели скопление партизан прямо у них под носом, начался бой, в котором погибли остатки Севастопольского отряда. На Чайный домик вернулись лишь 17 человек из 150-ти ушедших. Раненый в ноги командир отряда Константин Трофимович Пидворко, начальник штаба Гуриенко М. Т. и партизанка Галя попали в плен и, после пыток, в марте были повешены в Бахчисарае, близ Ханского дворца. Сейчас на месте казни установлена мемориальная доска. Тогда же был повешен предатель Ибраимов за то, что утаил от немцев одну из партизанских баз.
Партизан Дергачев по приказу Томенко отправился через линию фронта и донес до Севастополя весть о гибели Севастопольского отряда.
Но история Севастопольского партизанского отряда на этом не закончилась. В остатки Севастопольского отряда была зачислена группа пограничников Акмечетского отряда под командованием Митрофана Зинченко, группа из Балаклавского, больные и раненые, хозгруппа. Севастопольский отряд продолжал борьбу. Командиром отряда стал Митрофан Зинченко.
На основе этих событий режиссер Марк Муромский создал документальный фильм «Мальчики» : https://youtu.be/4e7p8XXDkdo
Премьера документального фильма состоялась 7 мая 2015 года в кинопавильоне Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Автор сценария Марк Муромский.
Рассказ Е. Б. Мельничука о трагедии Севастопольского отряда смотрите здесь: https://disk.yandex.ru/i/simP1l2q4V_XTg и здесь: https://disk.yandex.ru/i/nVxa3Xqs0K3Rrg
На правом берегу речки Черной, на поляне в устье Монашьей балки стоит памятный знак молодёжной группе Севастопольского партизанского отряда, установленный в 1989 году «командой Мельничука». Открытие памятника состоялось 24.06.1989 г.







