Описание окружающей местности

    Крупный и сложный (по северным болотам) участок железной дороги пролег на север России в далеком 1870 году. Самый же первый ее участок как ответвление на север открытой несколькими годами ранее Московско-Нижегородской железной дороги от станции Новки (напротив Коврова, через Клязьму) до Иваново-Вознесенска открыл историю Северной дороги в 1968 году, об этом наш тайник Начало Северной дороги.
      Возглавил акционерное общество по строительству второго участка Северной дороги знаменитый предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Узкоколейную ветку «Ярославль — Вологда», протяженностью 196 верст, провели за два года. Дойдя до Вологды, железная дорога остановилась в своём продвижении на 22 года. Но весной 1894 года строительство возобновилось, и узкоколейка стала продвигаться дальше на север — на Архангельск.
      Первый деревянный двухэтажный железнодорожный вокзал в Вологде был построен на улице Фроловской (сейчас ул. Чехова) из-за близости к речной пристани.  Но город разрастался, да и дорогу надо было продолжать, и в какое-то время станция Ярославско-Московской железной дороги вместе со зданием вокзала стала располагаться уже в центре жилых кварталов, не давая возможности без ущерба продолжить начатый путь на север.

        Из записки к «Проекту расположения путей и зданий на станции Вологда (II кл)»:
«Существующая станция Вологда, представляя оконечный пункт линии Волга — Вологда, врезывается тупиком в пределы города. Продолжение дороги по направлению существующей линии является невыполнимым, вследствие необходимости в таком случае сносить целые густо застроенные кварталы города. Новое направление линии, начинаясь не доходя пикета № 1903 существующей линии, отклоняется к югу и огибает город за его чертой. Согласно ходатайству города, пассажирское здание запроектировано около пикета № 10 новой линии, на пересечении двух устраиваемых городом улиц, а именно Желвунцовской и нового проезда от Пошехонской улицы. Существующая станция остается таким образом совершенно в стороне и, обладая в значительном количестве товарными складами и платформами, должна быть утилизирована, как специально товарная станция. К станции с восточной стороны примыкает вновь проектируемая пристанская ветвь к р. Вологде».

     Новая станция и новый каменный вокзал был построен на краю города рядом с Пошехонским трактом за два года и сдан в эксплуатацию в 1807 году вместе с Вологдо-Архангельским участком Северной дороги. Строительство обошлось в 25000 руб! (на старом фото – торжественное открытие новой станции с новым вокзалом).
      Сейчас это красивое и яркое здание в стиле эклектики - достопримечательность города, его визитная карточка. Ежесуточно на вокзал прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов с четырех разных направлений.  Трудно представить, что когда-то его перекрашивали в совершенно другие цвета.
      А внутри вокзала много стендов и фотографий по его истории, и каждая колонна украшена стихами про железную дорогу. Есть неплохие, а есть и забавные…

https://newsvo.ru/blogovo/122117

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться