Описание окружающей местности

     Станица Брюховецкая с середины XIX века считалась важнейшим местом торговли. Здесь три раза в год проходили регулярные двухнедельные ярмарки куда съезжались торговцы со всей Черномории, Донского края и Крыма. Создание железнодорожного пути только улучшило бы настоящее положение и открыло торговлю с центральными областями России.
     Вопрос о строительстве Кубано-Черноморской железной дороги был поднят на съезде представителей населения в 1909 году.
     28–29 июня 1909 года 123 депутата собрались в Народном доме. Известно, что большинство депутатов «имели полномочия от станичных обществ предложить в акционерный капитал дороги довольно крупные суммы. Общая сумма капитала превысила 1млн руб. Через два месяца после съезда сумма эта выросла до 2 млн руб. Кроме того, станичными обществами выделено на производство изысканий технических и экономических 100 тыс. рублей». Организационные вопросы, связанные со строительством дороги решала специально отобранная комиссия, в состав которой вошел депутат Государственной Думы, бывший атаман станицы Брюховецкой Бардиж Кондрат Лукич.
     Станция Брюховецкая должна была стать узловой, то есть участковой, к которой по правилам примыкало бы не менее трех железнодорожных направлений. Все для того условия были. Но этому воспрепятствовали местные казаки, побоявшись, что «чугунка будет пугать детей, резать телят и поросят». Поэтому узловую станцию было решено построить в менее крупной станице Тимашевской — ныне город Тимашевск.
     Возведение Кубано-Черноморской железной дороги началось в 1910 году и стало поистине всенародным делом. К ее строительству приложили свои руки не только люди из кубанских станиц, но «крестьяне и рабочие из Курской, Воронежской и других областей центральной России». Датой постройки вокзала называют 1916 год. Именно 11 сентября 1916 года началось регулярное движение товарно-пассажирских и почтовых поездов на линиях: Екатеринодар – Приморско-Ахтарск, Екатеринодар – Староминская – Кущевская и Тимашевская – Протока. По воспоминаниям старожилов в этот день на Брюховецком вокзале была сооружена огромная арка, украшенная цветами, под которой остановился на станции первый регулярный пассажирский поезд.
     Вокзал, который можно видеть сейчас, отличается от своего первозданного облика постройки 20-х годов прошлого столетия, разгромленного немецкой авиацией в июле 1942 года.
     Наведение порядка на станции Брюховецкая после разрушительной войны было поручено Тимашевскому отделению, однако в протоколе заседания Брюховецкого райисполкома от 25 мая 1950 года говорится, что «Тимашевское отделение ЖД не только не проявляло должной заботы о приведении в порядок станционных зданий и к восстановлению разрушенных немцами построек, а, наоборот дало приказ начальнику станции разграбить кирпичное здание и вывозить кирпич в станицу Тимашевскую, что и осуществлялось на практике». Вывезено было до 5000 штук кирпича, а между тем помещения для пассажиров не было.
     И только в конце 1950-х вокзал все-таки восстановили. От первоначального проекта уцелел только трапециевидный портал и фрагменты стен. Тогда же здание облицевали плиткой.
     В настоящее время через станцию Брюховецкая следуют электропоезда пригородного сообщения до Краснодара, а также поезда дальнего следования до Адлера, Новороссийска, Анапы, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы, Минска и других городов.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться