Мифы [TR/2852]
Описание окружающей местности
Существует несколько мифов, объясняющих извержения Этны.
Древние греки, которые хорошо знали Сицилию, считали, что внутри Этны находится мастерская Гефеста - бога огня и кузнечного ремесла.
Согласно мифу о гигантомахии (войне богов олимпийцев с мятежными младшими богами-гигантами) во время битвы Афина придавила бессмертного гиганта Энкелада этой горой. Энкелад иногда пытается выбраться на поверхность, и тогда, по представлениям древних, вулкан просыпается, и начинается извержение. В той битве олимпийцы победили благодаря Гераклу: - «Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.»(1)
Согласно еще одному греческому мифу, под Этной Зевс некогда заточил за неповиновение Тифона - стоглавое чудище, которое с тех пор в гневе извергает пламя из всех своих глоток. Этот миф сохранился до наших дней в изложении древнегреческого поэта-лирика Пиндара. (2)
Те же, кого не полюбит Зевс,
Трепещут, заслушав зов
Муз Пиерид, что летит над землей
И над бездной никем не смиренных морен.
Тот всех больше, кто в Тартар страшный низвергнут,
противник богов,
Сам стоголовый Тифон {в}. Пещера в горах
Встарь, в Киликийских {г}, его воспитала, носившая много
имен,
Ныне же Кумские {д} скалы, омытые морем,
И сицилийской земли пределы
Тяжко гнетут косматую грудь.
В небо возносится столп,
Снежно-бурная Этна, весь год
Ледников кормилица ярких.
Там из самых недр ее неприступного пламени ключ
Бьет священной струей. И текут
Днем потоки рек, испуская огнистый дым,
Ночью ж блеском багровым пышет огонь;
Целые скалы вниз он, вращая, мчит
С грозным шумом в бездну пучины морской.
Страшный ток Гефеста {е} чудовищный этот зверь {ж}
Ввысь посылает. И дивное диво
Это для всех, кто увидит сам;
Диво для всех, кто о том
Слышит рассказы.
Тому, кто в Этне связан лежит, с темнолистовых вершин
Вплоть до самой подошвы горы,
Острый край утесов согбенную спину рвет.
Если мог бы угодным стать я тебе,
Зевс! Посещаешь эту вершину ты,
Этих стран богатых чело. И теперь
Град соседний именем этой горы нарек
Славный строитель его. Это имя
Крикнул глашатай пифийских игр,
Где победил Гиерон
В конском ристанье.
Примечания:
в - По мифу, огнедышащий змей Тифон - сын Тартара и Геи (богини земли), предводитель Титанов, боровшихся против Зевса и побежденных им.
г - Киликия - область в Малой Азии.
д - Кумы - город в Италии близ Неаполя.
е - Гефест - бог огня; Гефестов ток - огонь.
ж - Подразумевается Тифон.
А вот как этот же миф описывает Эсхил (3)
Еще мне вспомнить горько Киликийских гор
Кочевника, диковинное чудище, -
Тифона стоголового, рожденного
Землей. Восстал отважно он на всех богов.
Пылая, страшно скрежетали челюсти.
Из глаз горгоньих стрелы молний сыпались.
Грозился силой Зевса расточить престол.
Но Зевса гром бессонный сбросил в пыль его,
Упавший с неба, полохнувший пламенем,
Смирил он похвальбу высокомерную.
В подсердие ударил, и свалился брат,
В золу испепеленный, в головню сожжен.
Беспомощная туша исполинская
Простерлась грузно у пролива узкого,
Раздавлена корнями Этны. Ночь и день
Кует руду Гефест на круче кряжистой.
Но час придет, и вырвутся из черных недр
Огня потоки. Челюстями жадными
Сглодают пашни спелые Сицилии.
Расплавленное, огненное бешенство,
Всепожирающую ярость вырыгнет
Тифон, хоть Зевса он обуглен молнией.
А сколько есть мифов в которых Этна только упоминается? Вспомним лишь самые известные:
1. В "Одиссее" Гомера говорится, что в пещере на склоне этой горы жил одноглазый Полифем - циклоп, который захватил Одиссея и его спутников. (4)
2. В недрах Этны скрывалась, из страха перед ревностью Геры, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии муза Талия. Там же она родила от Зевса демонических существ – паликов.
3. В мрачных пещерах Этны живут тени киклопов, убитых Аполлоном в отместку за убийство Зевсом его сына от Корониды – Асклепия. Миф гласит, что сам Аид выдвинул против Асклепия обвинение, заявив Зевсу, что власть его все уменьшается, поскольку умирающих становится все меньше, так как Асклепий исцеляет их. В гневе Зевс убил Асклепия, поразив его молнией, а возмущенный этим убийством Аполлон умертвил киклопов, которые изготовляли для Зевса молнии.(5)
И, в заключение, приведем легенду об Эмпедокле (6)
Эмпедоклу не давали покоя лавры Пифагора. Он тоже хотел быть пророком и чудотворцем. Когда ему предложили царскую власть, он отверг ее: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, а вовсе не царь». Держался он еще величавее, чем царь, носил пурпурный плащ, золотую повязку на голове и медные сандалии. Учение свое он изложил стихами и читал эти стихи в Олимпии. А когда в Олимпии его колесница одержала победу на играх, он принес в жертву быка из медового теста и пряностей, потому что пифагорейский закон запрещал убивать животных.
В одном городе люди часто болели оттого, что вода в реке была нездоровой. Эмпедокл провел к ней канал от другой реки, и болезни прекратились. Вдругом городе вода была здоровой, а люди все равно болели. Эмпедокл догадался, что это оттого, что ветры, дующие на город из за гор, были нездоровыми; он приказал загородить бычьими кожами ущелья в горах, и болезни прекратились. С этих пор его прозвали «ветроловом». В этом был не только восторг перед его проницательностью, но и насмешка над его тщеславной погоней за почестями. Тщеславен он был до крайности и считал, что равных ему нет на свете. Однажды он сказал Пармениду: «Трудно найти истинного философа!» — «Да, — невозмутимо ответил Парменид, — для этого надо самому быть истинным философом».
Он не хотел умирать, как все люди, а хотел сжечь себя, как Геракл, чтобы сделаться богом. Почувствовав приближение смерти, он вскарабкался на огнедышащую Этну и бросился в ее жерло. Лава выбросила на склон его медную сандалию.
Источники:
1. Н. Кун Легенды и мифы Древней Греции
2. Пиндар. Хоровая лирика
3. Эсхил. Прикованный Прометей
4. Гомер. Одиссея
5. Диодор Сицилийский Книга IV
6. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция