Описание окружающей местности

  А вы замечали, что от железных дорог веет приключениями? Едва вдохнув воздух перрона и садясь в поезд, начинаешь ощущать лёгкий трепет от предвкушения чего-то нового для себя, чего-то неизведанного тобой… 

  Мне нравится уезжать ночью, когда поезд, укачивая тебя, словно дитя в колыбели, поёт свое негромкое "Чух-чух, чух-чух, поспи, отдохни, пока есть время. Завтра тебя ждёт день, полный интересных открытий…"

  И вот остановка. Новый город. Железнодорожный вокзал.  Новое знакомство…

  Вокзалы - визитные карточки городов. Порою только по пристанционным постройкам мы и создаём себе впечатление о каком либо населённом пункте. Ведь стоянки поезда иногда бывают такими короткими…

  В Ельце поезд стоял очень долго. Для знакомства с вокзалом времени было более, чем достаточно…

 Железнодорожный вокзал в Ельце появился ещё в 1868 году. Это произошло во время строительства нового участка дорог Сызрано-Вяземского направления. 30 августа 1868 года на станцию Елец прибыл первый паровоз. Тогда эта станция состояла из платформы,  временного вокзала, складских  и ремонтных помещений, и санитарной казармы. Со временем железнодорожные пути перенесли, вслед за путями в Засосенскую часть города в новое здание переехал и вокзал, а старое вокзальное здание превратилось в жилое.

  А что же было в этом новом здании? Узнать это можно с помощью "Спутника пассажира" за 1899 год. В этой книжечке собраны все сведения о местах, по которым пролегает путь пассажира. Подъезжаешь к станции - и можно прочитать когда она была построена, что здесь находится, что продается и какие достопримечательности. Получалось знакомство с историей, экономикой, развитием края, расширялся кругозор. А реклама потихонечку двигала местные торговлю и ремесла. Ну прям описание местности в наших тайниках!

  В том же "Спутнике…" интересно и подробно описываются и вокзал на станции Елец, и ресторан: 

"Елец, станция 2 класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных дорог железных дорог: Орловско-Грязской и Елец-Валуйской, затем для Богоявленск-Елецкой ветки Рязано-Уральской железной дороги и, наконец, для Елец-Узловая, ветки Сызранско-Вяземской железной дороги. Общий, в 20 квадратных саженей, зал 1 и 2 классов, при котором буфет-столовая для пассажиров 1 и 2 класса величиною 44 сажени. Отдельный большой, в 65 кв. саженей, зал 3 класса; мужская и дамская уборная, почтово-телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов.

  Кроме пассажирского вокзала, на станции расположен целый ряд сооружений, как то: 10 жилых домов, 7 построек заняты Первым техническим железнодорожным училищем имени Императора Александра II, пять зданий паровозных и вагонных мастерских. Столовая для рабочих, товарная контора, контора службы движения, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, баня, кузницы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза и т. д." Вокзальный ресторан действовал и  в советские времена.

  Являясь важным стратегическим пунктом, Елецкий железнодорожный узел в годы Великой Отечественной войны был объектом внимания гитлеровского командования. Немцы рвались к нему, не считаясь с потерями. В начале декабря 1941 года на подступах к Ельцу завязались крупные бои. В районе вокзала захлебнулась одна из атак, предпринятых гитлеровцами. А позднее, когда после кратковременной оккупации города фашисты были вынуждены покинуть его, они в течение 20 месяцев, вплоть до 5 августа 1943 года, осуществляли налёты на вокзал и город. В результате бомбёжек были уничтожены 9 километров железнодорожных путей, взорван один и частично повреждён другой железнодорожные мосты, пострадало и здание вокзала. Но ельчане сумели быстро залечить нанесённые врагом раны. Несмотря на непрекращающиеся бомбёжки, уже в конце декабря 1941 года железнодорожный вокзал стал действовать. В память о событиях Великой Отечественной войны на стене вокзала установлена мемориальная доска.

  Ныне  Елец - узловая участковая железнодорожная станция Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги. Его вокзал интересен тем, что расположен между двумя ветками железнодорожных путей. Внешне это симпатичное, ухоженное здание, а внутри - этакая "Третьяковская галерея" в миниатюре. Вокзал открыт круглосуточно, правда различные киоски в нем на ночь закрываются. Но это - не беда. Совсем рядом с вокзалом есть два небольших павильончика, в которых и ночью можно перекусить и/или купить что-то в дорогу.

  У здания вокзала пристроилась небольшая часовенка. Интересно что часовня Троицы Живоначальной, или часовня Пресвятой Троицы устроена в станционном здании постройки 1899. Вытянутый четверик под двускатной крышей, с треугольным фронтоном на южном фасаде, обработан рустом.

  Недалеко от нынешнего вокзала в Ельце находится первое в России железнодорожное училище. Здание построено в стиле эклектики и похоже на дворец.

  Первая железнодорожная ветка в России была построена в 1837 году, а первое железнодорожное училище - только в 1869-м. 32 года на железной дороге работали люди без специального образования.

  В те годы были наиболее востребованы инженеры путей сообщения, да, пожалуй ещё и горные инженеры. Но здесь готовили не инженеров.

  Здание было построено на средства человека, финансировавшего строительство и Орловско-Грязинской железной дороги, Самуила Полякова. Училище было названо Александровским – в честь российского императора Александра Второго - Освободителя.

   Сейчас здание используется по первоначальному профилю, в качестве одного из учебных корпусов железнодорожного техникума.

  Рядом со старым училищем находится управление Елецкой дистанции Юго-Восточной железной дороги.

  Между старым корпусом училища и вокзала находится локомотивное депо - одно из старейших в нашей стране. Ему более 150 лет.

  В депо сосредоточен крупнейший на РЖД парк пассажирских тепловозов ТЭП70 и ТЭП70БС. И магистральных и маневровых. Здесь проводится и капитальный ремонт тепловозов. Не только "своих", но и с других железных дорог. В здании депо находится железнодорожный музей, у стен которого остановился передохнуть паровоз-памятник Эм-735-12.

  Все эти сооружения достойны отдельного тайника, так что если найдутся желающие, то я уберу описания училища и депо, дав ссылку на новый тайник. Дерзайте! 

Использованы материалы:

https://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=777

https://rus-towns.ru/elec-zheleznodorozhnyj-vokzal/

https://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=1885

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться