Описание окружающей местности

В недавнем прошлом поселок Победа относился к Бессоновскому району, теперь это Железнодорожный район города Пензы. Заметный след в истории области сей населенный пункт пока не оставил, однако в 1991 году здесь был зарегистрирован приход Успенской церкви, а вскоре между поселком и речкой было освящено место, поставлен крест, а затем построили на бетонном фундаменте и храм — внешне простой кирпичный дом с двускатной крышей. По проекту архитектора Галины Павловны Ивановой летом 1995 г. к зданию пристроили круглую в плане алтарную часть с куполком, одноярусную колокольню. Храм имеет необычный внешний вид, но очень изящен. На территории храма располагается гостиница для паломников — дом из двух комнат, в каждой комнате может разместиться по 5 человек. Также имеется баня и парная, трапезная, организовано трехразовое питание.

К северу от алтаря похоронен старец схимонах Алексий (в миру Михаил Иванович Шумилин, 1930-2005), чьи духовные чада и построили Успенскую церковь. Над его могилой — металлическая часовенка. Находясь на территории храма, можно заметить множество паломников, преклоняющихся перед могилой старца. Кто же он? На этот вопрос всемирная паутина выдала очень много интересной и противоречивой информации. Оказалось, что в поселке, который мы посчитали просто прибежищем дачников, тихо кипят нешуточные духовные страсти.

Мишенька Шумилин родился глубоким инвалидом. У него не работали ни руки, ни ноги, тряслась голова. Он не мог есть самостоятельно. Говорил неразборчиво. Но при нем всегда были женщины, которые за ним ухаживали, возили в инвалидной коляске, разбирали его слова. Жил он с матерью в Пензе, в частном доме на улице Революционной. Трудно сказать, как возник миф о его "прозорливости", почему инвалида вдруг стали называть старцем, но это случилось. И даже во времена социализма к Шумилиным ходили верующие, приезжали люди из других городов. Соседи к этому привыкли, но сами Мишеньку всерьез не воспринимали. Легенды, сложенные о нем, мягко говоря, незамысловаты. Например, на крыше его дома всегда сидели голуби. После его смерти их не стало.

Упоминается и популярный в здешних краях способ лечения – песочком с могилки старца. Прикладывают его к больным местам. Все в округе знают, что песок завозят, можно сказать, промышленным способом – на грузовике. Однако считается, что, полежав на "святом месте", он приобретает лечебные свойства. Некоторые даже заваривают его кипятком и пьют. Говорят, что один журналист, поддавшись очарованию легенд о старце Алексии, даже бросил курить, поев, правда, не песочка с могилки (была зима), а снежка.

В Победе Мишенька с почитателями обосновался в 90-е годы. Тогда в поселке не было храма. Отчасти благодаря тому, что здесь поселился старец, к которому по-прежнему шли паломники, несли пожертвования, пензенская епархия и возвела Успенскую церковь. Алексий еще при жизни хотел быть похороненным рядом с построенным храмом. И когда он умер в возрасте 75 лет (а случилось это 8 января 2005 года), архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил исполнение его воли.

Кстати, когда старца хоронили, одних легковых машин в Победе насчитали больше ста. А на Революционной вообще было людское столпотворение.

Сегодня же прямо напротив входа в храм стоит внушительный забор, калитка которого увенчана крестом. Это - загадочная Михайловская обитель. От Успенской церкви она – буквально через тропинку. Большое частное подворье, огороженное внушительным кирпичным забором с калиткой на кодовом замке. С улицы виден купол колокольни с православным крестом. По описанию побывавших там людей, внешне ход службы от обычного, канонического, не отличался. Однако при входе в храм нужно было оставить сумки, сверить часы (в обители свое, «непереводное» время) и спрятать как можно дальше сотовый телефон. Грехи, совершенные в течение всей жизни (именно такая исповедь называется генеральной), пришедшим на исповедь было рекомендовано записать и прочесть у старческого надгробия. Затем прийти с тетрадкой к настоятелю, но лишь за разрешительной молитвой.
Вопрос о том, как может неживой человек принимать кающихся, застыл на полуслове. Ведь «старец» умереть не может…

Не менее интересно отношение "михайловцев" и к чину освящения воды. Ее наливали в пластиковые бутыли и ставили вокруг могилки: «совсем немного постоит, и можно пить…». Растительное масло, платки, четки, детские чепчики освящались здесь без всякого молебна, от одного лишь соприкосновения с «батюшкиной силой».
Что же здесь на самом деле – скит, монастырь, частное хозяйство – нет точного ответа на этот вопрос.

В официальном комментарии начальника отдела внутренней политики правительства Пензенской области Александра Елатонцева насельники, обосновавшиеся в Победе, были названы «незарегистрированной религиозной группой». К какой-то неведомой епархии относятся и «Михайловские» священники. С прессой они категорически не общаются: «Журналисты о нас всё равно ничего хорошего не напишут».

"В Успенской церкви в воскресенье тоже идет служба. На ней очень тихо стоят около двадцати человек. Обращаемся к молодому священнослужителю, отцу Александру:
– Батюшка, благословите в обители через дорогу побывать?
– Я с ними не общаюсь, по разным причинам, – мягко отвечает священник. – И никого на это благословить не могу.
– Но старца-то вы в приходе почитаете?
– Мы чтим его как христианина. Иногда служатся литии.
– Но оттуда же к вам, в ограду, постоянно приходят. Почему нам к ним нельзя?
– Есть законные храмы, в них и молитесь. Хотя, конечно, вы свободные люди и можете идти куда угодно…
Последнее, что нам довелось наблюдать в этом странном месте – крестный ход. «Михайловцы» ежедневно, в любую непогоду идут на могилку, «к своему отцу». Вышедшая из обители толпа воодушевленно, с пением вливается в ограду чужого для нее Успенского храма – чтобы уйти затем, не переступив его порога".

Вот такой храм увидели мы во время небольшой поездки по пензенским землям. 

https://пензенская-епархия.рф/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8/%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C/?

https://k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-047.htm?

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться