Ледовый переход [VI/28054]
Описание окружающей местности
12 июня 1932 года первостроители Комсомольска высадились на берегу Амура. Они заложили судостроительный завод и первую улицу будущего города. В 1933 году стало ясно, что рабочей силы потребуется гораздо больше, чем ожидалось. Природа была сурова: морозы с непривычки казались невыносимыми, болота, на которых строили город, собирали тучи гнуса, а на исходе лета Амур разлился, слизнув половину построек.
Для решения возникшей кадровой проблемы на территории Московского и Ленинградского военных округов был сформирован особый военно-строительный корпус численностью 15000 человек. Командный состав был взят из воинских частей, а инженерно-технический был набран из различных проектно-строительных организаций страны. Корпус был разбит на военно-строительные батальоны по 1000 красноармейцев каждый.
В декабре 1933 года первый отряд прибыл по Транссибирской железной дороге в Хабаровск. Короткий трехдневный отдых и пришел приказ выступить в Комсомольск. Добраться в эту даль из краевого центра можно было лишь рекой: в навигацию - на старых пароходах, зимой - по льду Амура. В те декабрьские дни 1933 года стояли лютые морозы. Кажется, Амур промёрз до самого дна, ощетинился весь торосами.
Бойцам предстояло преодолеть 400-километровый пеший переход на лыжах по Амускому льду.
Утром 26 декабря 1933г., с песнями шли бойцы по улицам немноголюдного тогда Хабаровска. Редкие прохожие останавливались, провожая взглядами колонну красноармейцев. Когда город остался позади, колонна расстроилась, пошла гуськом (так легче), растянувшись на полтора-два километра.
Против обморожения выдали мазь, состоящую из животного жира и растительного масла. Красноармейцам она очень понравилась: они тонким слоем накладывали её на лицо, а остальную часть, посолив, съедали с хлебом. Да и паёк был солидный: десять пачек галет, кусковой сахар, сухари, несколько банок консервов, четыре буханки чёрного хлеба. В мешке у каждого солдата и командира были сменное бельё, портянки, хозяйственное мыло; нитки с иголкой - в будёновке. Красноармейцы несли на себе, кроме вещмешков, винтовки и запасные полушубки в виде скатки, противогазы.
Первый день был особенно труден. Впереди колонны шли «ломовые» - наиболее крепкие красноармейцы. Они пробивали путь, взламывая ногами снежную целину. Даже очень натренированные люди не могли пробыть «ломовыми» более получаса. Уставшим давали крепкий сладкий чай, кусок хлеба или сухарь, посыпанный сахаром, и они продолжали путь, но уже в середине колонны.
Через каждый час устраивали короткий привал на 10-15 минут. После команды бойцы тут же валились на снег. В среднем в день колонна проходила 20-30 километров, при тихой погоде или попутном ветре это расстояние могло удвоиться. В этом случае выходили в 4-5 утра, на новый ночлег приходили около полуночи, а на следующий день основательно отдыхали. Ночёвки устраивались в редких сёлах, разбросанных вдоль Амура.
Переход был крайне тяжёл: пятнадцать дней пути на сильном пронизывающим ветру при морозе до 40 градусов, метелях. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам.
9 января 1934 года первая колонна наконец вошла в Комсомольск. Их встречали всем городом, со знамёнами, с оркестром. Все грузовые машины стоявшие на берегу зажгли фары, освещая торжественный момент. Всё смешалось - бойцы и командиры оказались в объятиях радостных рабочих.
Бараки, который приготовили комсомольчане для пополнения, были ещё без окон, но это не смутило бойцов. Они занавесили окна одеялами и палатками, натопили печи.
В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона. В итоге население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек.
Военные строители внесли огромный вклад в рождение города: уже в 1934 году открылись первые промышленные объекты будущего судостроительного завода, а в 1935-м на официально ещё не сданном заводе начали строительство первой подводной лодки серии Л-11.
Город сохранил в памяти этот подвиг - позже несколько раз проводились зимние «Ледовые переходы» по «маршруту отцов», а в парке у набережной установлен памятник участникам Ледового перехода. Бронзовый красноармеец бежит на лыжах, невзирая на ледяной ветер и пургу. В руке, подобно Прометею, он держит факел, дарующий будущему городу жизнь.




