Коминтерн, которого больше нет [TR/28012]
Описание окружающей местности
Этот тайник для меня особенный. Это - тайник память. Память о школьной компании, с которой было пережито достаточное количество разных запоминающихся моментов.
Давно у автора тайника существовала традиция: на майские праздники надо идти в поход. И не просто в поход, а на "145-ый". Добраться было трудно сперва больше 2 часов на электричке, потом либо пешком либо на лодке против течения Волхова, но когда трудности нас пугали, особенно если есть большая и дружная компания. Зато, когда приезжали на место, то мы погружались в тишину. Не было больше шумного города, даже Волхов мост с его скорыми поездами оставался где-то там, за поворотом реки, а здесь была тишина... изредка разбавляемая шумом моторок. Летом в Волхове можно было купаться, или просто прогуливаться вдоль маленькой реки Дыменки (как ее называл тот, кто открыл для нас это место, хотя на всех картах она называлась Соснинка :) ) с темной тягучей водой в которой отражались как в зеркале (ряби на воде Дыменки-Соснинки никогда не было, сколько раз мы не приезжали) высокие старинные дубы, смотреть на костер да и просто медитировать. Поскольку вокруг не было никого. Ничто, ни один звук не мешал, не пытался нарушить гармонию. Даже гитара была очень в тему тогда. Но это было давно. Компания распалась, поодиночке как-то ездить перестали, открыв для себя много других интересных мест, но забыв то, откуда все начиналось...
Но я все-таки добрался до туда. Добрался спустя много лет после того, как мы в последний раз (хотя никто не думал, что тот раз будет последним; все строили планы на следующую поезду, на будущее; на то будущее, которое так и наступило) были на 145-ом.
Памяти этих поездок посвящается...
Когда мы гуляли по окрестным лугам, то от того человека, который открыл для меня это место, я услышал много странной информации: дескать, раньше в этом месте была деревня, которая называлась Коминтерн и которую сожгли немцы. После этого в лугах осталось множество развалин, на которых еще можно было найти следы войны.
Но реальность оказалась даже более интересной и любопытной.
В 1878 году И. Е. Кузнецов основал первую в Новгородской губернии фарфорофаянсовую фабрику близ станции Волхов Николаевской железной дороги и назвал ее Волховской. Богатые залежи хорошего песка и глины вместе с отличной транспортной доступностью для вывоза товара были факторами быстрого роста этой фабрики. Первоначально на заводе работало 200 человек, в 1900-х годах — уже 1100 человек. Предприятие считалось одним из ведущих в отрасли. Еще бы, ведь с начала XX века кузнецовский фарфор поставлялся даже к императорскому двору, а сам Иван Кузнецов получил титул "поставщик императорского двора".
Изготовлялся фарфор, фаянс, полуфаянс, майолика и огнеупорная посуда. Выпускалась столовая посуда, декорированная цветочными орнаментами в медальонах (тарелки с рельефным жемчужником по краю), чайные пары с фестончатым краем в форме рифленого рога и блюдцем в форме неправильного овала.
В 1918-м году фабрика была национализирована и не работала до 1921 года.
Судьба основателя фабрики и его семьи тоже прерывается в эти смутные годы. После 1919 года о Иване Кузнецове, основателе фабрики, нет никаких данных. По одной из версий, в 1919 году за попытку воспрепятствовать реквизиции продовольствия с заводского склада, несмотря на протесты рабочих, Ивана Кузнецова расстреляли чекисты, а тело сбросили в Волхов. Правда, документально эта версия не подтверждена.
С 1922 года фабрика опять работает, а поселок получает название "имени Коминтерна".
В период 1923—1925 годов художественную часть фабрики возглавлял Сергей Владимирович Чехонин. В этот период он начинает разрабатывать образцы агитационных рисунков для массового производства фарфора. По мотивам рисунков С. В. Чехонина изготавливали для экспорта блюда и розетки с агитационными композициями (эмблема «серп и молот» на фоне листьев, она же — на фоне земного шара и красной звезды, окруженной колосьями).
В конце 1920-х начале 1930-х годов в фарфоре Волховской фабрики нашла отражение тема индустриализации, строительства новых заводов и фабрик, коллективизации крестьянских хозяйств, ускорения темпов развития государственных предприятий. Тогда же на фабрике было налажено производство красок для фарфора.
В основе ассортимента фабрики были старые кузнецовские формы и рисунки. Изделия декорировались росписью, печатными рисунками с ручной докраской. Модными среди покупателей оказались «китайские» сюжеты — ими оформлялись молочники, чайные пары, розетки с фестончатым краем, а также чашки с блюдцами с цветочным орнаментом. Выпускали столовый фарфор — глубокие и мелкие тарелки, декорированные «букетами», салатники с фруктово-ягодными сюжетами.
До 1930 года на фабрике выпускались изделия из фарфора и фаянса, а со следующего — 1931 года — только хозяйственный фаянс.
С 1938 года заведующим художественной частью был назначен Р. Ф. Вильде (Вильде — фон Вильдеман), автор множества эскизов агитационного фарфора.
Во время великой отечественной войны фронт долгое время проходил по Волхову и фабрика оказалась на самой передовой. Кроме этого, близость к Мясному бору - месту прорыва 2-ой ударной армии - сыграло для фабрики и поселка фатальную роль. Во время боев поселок был полностью уничтожен, и после войны не восстанавливался. Люди ушли оттуда. Оставив вокруг только тишину.
(частично - по данным википедии)







