Описание окружающей местности

 В конце XIX века в крупных российских городах стремительно развивается новое направление вложения и приумножения капитала – доходные дома.

Историческая справка: доходный дом – форма собственности недвижимости, при которой застройщик земельного участка возводит дом,  но квартиры в нём не продаёт в собственность, а сдаёт в долгосрочную аренду. Естественно, прибыль он получает гораздо позже, чем при продаже. Но примерно через 10 лет жильё окупается, а далее домовладельцу идёт уже чистая прибыль.

Имеющие стартовый капитал для покупки земельного участка и строительства на нём доходного дома – вкладываются. Дома растут, как на дрожжах. Естественно, что для привлечения солидных жильцов – и дом должен выглядеть соответствующе!  

Конечно, ценовой диапазон был «от и до». На низшей ступени стояли ночлежки, где любой желающий мог арендовать не комнату, нет! И даже не «угол». А всего лишь… пол-кровати. Да. Жилец платил 50 копеек и ему домовладелец позволял занять кровать ровно на половину суток. На вторую половину суток кровать была сдана совершенно другому жильцу… Но это – низшая крайность.

А в основном, доходные дома строились для обеспеченных квартирантов – юристов, врачей, чиновников… В романе Михаила Булгакова прекрасно дан список таких жильцов-арендаторов:

"...На нем есть теперь калоши, и эти калоши... мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, кто их попер? Я? Не может быть. Буржуй Шаблин? (Филипп Филиппович ткнул пальцем в потолок.) Смешно даже предположить. Сахарозаводчик Полозов? (Филипп Филиппович указал вбок)".

« - Пропал Калабуховский дом!» - здесь мы видим отсылку к владельцу доходного дома на Пречистенке.

Впрочем, я немного ушёл в сторону…

Итак, в  конце XIX века Самара активно застраивается доходными домами. Предприимчивые богачи спешат приумножить капиталы, вкладываясь в недвижимость.  И здесь совпадают интересы и застройщика, и архитектора: застройщику нужно получить дом, чтобы выглядел как можно престижнее, а архитектору есть где разгуляться своей фантазией (в пределах сметы, которая, впрочем, могла корректироваться, по желаниям заказчика).

И вот разбогатевший самарский подрядчик Алексей Фёдорович Нуйчев решается вложиться в постройку нескольких доходных домов. Первым из трёх становится трёхэтажный дом на пересечении Почтовой и Самарской улиц (ныне – Рабочая и Самарская).

И здесь ему повезло – он нанимает для проекта архитектора Михаила Фомича Квятковского. Это – первый проект будущего «композитора модерна». И Квятковский в первом же своём проекте превосходит все ожидания.

Доходный дом Нуйчева строится в стиле модерн, так популярном в те времена. Фасады богато украшиваются лепниной, архитекурными формами. К работе над проектом Квятковский привлекает дочь Екатерину. И вот на фасадах появляются бабочки, цветы, античные маски, кариатиды… И даже слоны!

Дом построен, его тут же арендуют сёстры Харитоновы, приехавшие из Санкт-Петербурга с желанием основать женскую гимназию. Они арендуют дом Нуйчева за 2000 рублей в год арендной платы, при этом все коммунальные расходы – за счёт арендодателя.

После революции здание занимала городская школа № 25, затем детский школьный комбинат. Сейчас в здании работает Самарский технический лицей.

Недавно здание, наконец-то было полностью отреставрировано. На оба фасада вернулись и бабочки, и цветы, и кариатиды, и слоны.. И самое главное – вернулась пара атлантов.

Всего в Самаре на всех старинных домах, несмотря на многообразие и обилие лепнины на фасадах – имеется всего три пары настоящих атлантов.
О Шихобаловских атлантах и атлантах-Гераклах уже всё написано.

А на этом доходном доме Нуйчева главная тема – две скульптуры атлантов-Тритонов. Полумифических земноводных.

Итак, тема всех трёх пар Самарских атлантов раскрыта. Всем трём парам – по тайнику. Уф.

Серия тайников «Самарские атланты» - завершена

Но обещаю вернуться к доходным домам Нуйчева, и не только его. И к творениям М. Квятковского.

 


  

 

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться