Музей истории Амурской железной дороги [TR/27953]
Описание окружающей местности
Ходил миф, что строилось здание - двухэтажным, как ставка цесаревича Алексея.
Миф о царской резиденции был развенчан читателями сразу. Но всё же так хотелось верить... Официальные источники также отрицали теорию о резиденции цесаревича Алексея. Например, заслуженный учитель РСФСР, ветеран труда, почётный гражданин города Свободного Н.И. Попов, именем которого назван наш краеведческий музей, писал в своей книге «Наш город. Исторические очерки о Свободном»:
«В 1914 году в Алексеевск было переведено Управление Амурской железной дороги, для него были построены деревянные здания на станции Алексеевской (теперь Михайло-Чесноковская). В этом же году приступили к строительству большого кирпичного здания Управления дороги и четырёх кирпичных двухэтажных зданий на «горе» для отдельных служб (район отделения Забайкальской железной дороги). Было построено 2 этажа Управления дороги, но затем из-за трудностей, вызванных войной, строительство было прекращено и возобновилось только в начале 30-х годов».
Вот что писал в своей книге «Город Свободный и его окрестности. Краткий словарь» почётный гражданин города Свободного, член Союза российских писателей, краевед, изобретатель, ветеран педагогического труда Алексей Егорович Падалко:
«Начиная с 10 ноября 1932 года по приказу ОГПУ в Свободном был создан БАМлаг, Управление которого размещалось в здании сегодняшнего отделения Забайкальской железной дороги. В Управлении работало более тысячи человек. Так как мест для его работников не хватало, на здании надстроили 3 и 4 этажи (интересно, что при достройке крышу не разбирали, а поднимали над этажами).
В Управлении было две группы работающих: вольнонаёмные и бесконвойные заключённые типа священника Павла Александровича Флоренского - то есть те, которые могли выходить из зоны по спецпропускам, но должны были возвращаться к вечерней проверке. На 4 этаже этого здания был конференц-зал, где демонстрировали кино, куда приезжал и показывал свои спектакли кукольный театр.В 1950-1958 гг. тут работал и струнный оркестр под управлением самодеятельного композитора Николая Охотского.
В 1959 г. в левом крыле здания была открыта школа-интернат № 6, а с 1965 г. размещался и открывшийся в Свободном железнодорожный техникум. Правую половину продолжало занимать Свободненское отделение Забайкальской железной дороги».
На сайте «ВКонтакте» есть официальная страничка железнодорожников - «Стальные магистрали Приамурья (Д-Восток) | РЖД». Модераторы как-то также рассказывали читателям историю здания. В частности, о годах размещения бывшего Управления Амурской железной дороги, и отсчёт ведётся с 1916 года. Также они пишут, что руководил строительством здания Управления Амурской железной дороги и здания железнодорожного вокзала Михаил Николаевич Чесноков, который в Свободном жил с 1913 года, работал инженером по сооружению зданий Амурской железной дороги.
«Чесноков - один из первых большевиков города, депутат первого городского Совета, участник 3-го краевого съезда Советов. В ноябре 1918 года был расстрелян белогвардейцами...
Строительство будущего Управления АмурЖД началось ещё в далёком 1914 году. Тогда успели возвести два этажа. Затем грянула Первая мировая война, и строительство приостановилось. Третий и четвёртый этажи появились уже в 1937 году благодаря бамлаговцам. Примечательно, что стены в строении достигают одного метра в толщину», - сообщается на странице «Стальные магистрали Приамурья (Д-Восток) | РЖД».
Только вдумайтесь: стены один метр в толщину и такая уникальная и насыщенная история! Здание, наверное, ещё простоит века, но всё же надо бережно хранить его для потомков, а ретро-парк в данном случае будет идти как дополнение, иллюстрация к славной истории железной дороги в нашем городе, области, стране.
Сейчас в правом крыле здания находится музей истории развития железных дорог Свободненского региона Забайкальской железной дороги. В музее хранятся уникальные экспонаты, полностью электрифицированный макет малой станции, аппараты связи, мебель из штаба Деникина, действующий телетайп, технические средства, форменную одежду. Сегодня фонды музея включают в себя около 500 экспонатов. Особый интерес вызывают легендарные часы Густава Бейкера 1896 года, граммофон 1899 года выпуска и патефон 1950 года, рубиль из дерева для глажения белья.
Музей работает по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12. Но для пропуска в зал необходимо предъявить дежурному документы.
Также возле здания территориального управления имеется ретро-парк. Здесь находятся старые железнодорожные объекты, которые в целости и сохранности передислоцировали с других станций: паровоз, вагоны, фрагменты рельс, вагонетка. Этот парк можно посетить в любое время, так как он находится в свободном доступе.
Источник:gzt-sv.ru›news/116850-unikalnye…amurskoj-zheleznoj






