Описание окружающей местности

К концу XIX века Самара активно застраивается новыми домами. В центре – селятся известные люди, могущие себе позволить дорогие проекты, пригласить именитых архитекторов, скульпторов и воплотить в камне все свои пожелания. В тренде – расцвет модерна, но некоторые домовладельцы обращаются к классическому исполнению.

Так, в стиле лучших домов Санкт-Петербурга, самарский присяжный поверенный Пётр Павлович Подбельский строит трёхэтажный особняк  на Саратовской улице (в разные времена она носила разные названия: Николаевская, Симбирская. С 1853 года – Саратовская. В 1915-м году переименована в Челышовскую. И, наконец,  в 1925 году обрела нынешнее имя улицы Фрунзе).

В то время трехэтажные особняки в городе были большой редкостью. На момент постройки это был один из самых высоких домов на улице. Создавали эту красоту по проекту городского архитектора Александра Щербачева.

Петр Павлович был весьма уважаемым в городе человеком. Кандидат права, он являлся одним из организаторов яхт-клуба в Самаре. 

В этом доме жил и сын Петра Павловича, Георгий Петрович Подбельский (1882-1955). Г. П. Подбельский увлекся рисованием с 12 лет. Учился у Ф.Е. Бурова, затем у К.Н. Воронова, а позже в Москве, в вечерней школе Станислава Жуковского и в школе Константина Юона. Параллельно с этим, он получил в Москве и юридическое образование. Закончив в 1915 году университет, Георгий Петрович,  как и его отец,  был принят в число присяжных поверенных Самары. 

В газете "Голос Самары" публиковались его карикатуры, рассказы и фельетоны  под псевдонимом Тор, он активно участвовал в художественной жизни Самары, входил в кружок самарских художников. 

После революции все имущество Подбельского было национализировано. Несмотря на все трудности, Георгий Петрович не просто выжил, он обрел уважение и признание в новой жизни. В 1920-х он участвовал в различных выставках. В 1930-40 занимался преподавательской деятельностью. В определенный период был секретарем правления Самарского филиала Ассоциации художников России. 

В 1955 году жизни Георгия Петровича Подбельского трагически оборвалась. Старый больной художник, оставшись один (жена и дочь уехали на время) в комнате, замерзнув, придвинул к себе электрический отопитель и от него загорелась одежда на нём. Спасти Георгия Петровича не удалось.

Но вернёмся к атлантам: фасад здания можно охарактеризовать как эклектику, но в целом оно больше тяготеет к неоклассицизму. Его украшают статуи атлантов и кариатид.

Долгое время на памятник архитектуры нельзя было взглянуть без слез. Краска осыпалась, у атланта отсутствовали руки, а одна кариатида лишилась головы. Долгожданную реставрацию начали в 2018 году. Скульптуры демонтировали и увезли. Реставрация, как обычно, сопровождалась серией уголовных дел о мошенничестве подрядчиков, тяжбы идут и по сей день. Сейчас Гераклы вернулись на место целыми и обновленными. Если сравнивать атлантов на доме Подбельского и Шихобалова, то более грозными и детальными выглядят последние. Но есть еще один пример – но о нём в другом тайнике, посвящённом ещё двум из шести самарских атлантов.

Всего же в Самаре – всего три пары атлантов. Самые известные – Шихобаловские атланты.

Атланты Подбельского же – это два Геракла, одетые в плащи из львиных шкур. Это – классическое представление Геракла, как героя, победившего льва.

 
При подготовке описания использованы исторические данные с сайтов:
golema.livejournal.com/62708.html
sgpress.ru/news/212456

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться