Станция Козельск [MV/27929]
Описание окружающей местности
Вокзал Козельска – симпатичное аккуратное здание. Весной и летом очарования ему придают большие цветущие клумбы. Здание вокзала выполнено неброско. Несмотря на то, что этому элементу архитектуры уже много лет, тем не менее, оно находится в прекрасном состоянии и продолжает свою работу.
Козельский вокзал является не только памятником архитектуры, но и памятником нашей истории. 28 октября 1910-го года из Ясной Поляны на станцию Козельск приехал Лев Николаевич Толстой к своей сестре Марии, которая была монахиней при шамординской женской пустыне. Он посетил Оптину пустынь и Шамординский монастырь, а 31 октября поездом отбыл из Козельска на станцию Астахово, где и скончался 7 ноября.
Установленная на фасаде вокзального здания мемориальная доска сообщает о том, что в 1914 году в Козельск ради посещения Оптиной пустыни и Амвросиевой пустыни приехала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
В декабре 1941 года здесь шли тяжёлые бои. 28 декабря 1941 года кавалеристы оперативной группы генерала П. А. Белова в ходе проведения Белёвско-Козельской наступательной операции освободили город и станцию. Здание вокзала было частично разрушено, затем восстановлено в 1943—1944 годах.
На привокзальной площади находится водонапорная башня. Круглая башня из красного кирпича была построена в 1899 году для целей дозаправки паровозов чистой водой и считается одной из наиболее узнаваемых достопримечательностей Козельска и его «визитной карточкой». Постройка имеет необычное внешнее оформление. Башенная конструкция состоит из трёх частей. Первая — основание, выложенное крупной кладкой с чёткими кольцевидными границами. Средняя часть отличается высокими окнами с дугообразными карнизами. Вершина отделана более светлым кирпичом и декорирована орнаментом из тёмных камней. Паровозы на российских железных дорогах уступили место тепловозам и электровозам в середине 50-х годов прошлого века. С тех пор водонапорная башня (элемент пристанционных построек) стала, предполагают некоторые краеведы, обеспечивать водой пристанционные поселки или просто пустовала. Башня включена в «Фонд культурного наследия» города.
В настоящее время от станции ежедневно ходят 2 пары пригородные поездов Центральной пригородной пассажирской компании до станции Сухиничи. В сторону Тулы и Белёва пригородное сообщение отсутствует. До 1 января 2016 года было движение пригородных поездов на участке Козельск — Белёв. По станции имеется умеренное грузовое движение, формируются грузовые составы на Сухиничи-Главные, Плеханово и Белёв.
Сейчас тут почти никого нет, а когда-то, лет 110 назад, на местной железнодорожной станции, которая являлась основными транспортными воротами в знаменитую Оптину пустынь, кипела жизнь. Практически все известные и знаменитые люди приезжали сюда именно поездом, маршруток и автомобилей тогда еще не было.







