Описание окружающей местности

"Овечку" смазывали по-старинному, животным салом и олеонафтом, а устройство паровой машины компаунд требовало от господина механика прямо таки настойчивости всадника. Паровоз порой ни в какую не трогался с места. Ночью огромный керосиновый фонарь едва освещал путь перед "овечкой". Скорость она могла развить - вёрст пятьдесят в час.

А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г.

 
Товарные паровозы серии Ов - это одни из самых распространенных паровых локомотивов, разработанные ещё в царской России в XIX веке. Их было выпущено более 6000 штук. Серия О означала, что паровоз относился, как тогда до революции 1917г. говорили, к правительственному запасу или так называемого основного типа. Буква "в" индекса серии означала, что локомотив был оборудован системой парораспределения Вальсхарта и паровой машиной системы компаунд. Паровоз относительно лёгкий и неприхотливый, достаточно мощный по тем временам - примерно в 600 л.с., поэтому он являлся основным в бронепоездах как в Первую мировую, так в Гражданскую и в Великую Отечественную войны.

До революции неприхотливые "овечки" отапливались исключительно дровами. Благо сего топлива в окрестных лесах было много и стоило оно очень дешево. На каждой станции располагался дровяной пункт для снабжения паровозов. 

Ещё один любопытный факт: считается, что круглая "пасть" шуровки на дореволюционных паровозах выполнена для удобства забрасывания не расколотых брёвен прямо целиком. Однако на самом деле круглые дверцы шуровочного отверстия были выполнены для простоты производства конструкции и только. 

На тендерах "Овечек" зачастую с помощью брёвен и досок локомотивные бригады дополнительно наращивали борта, чтобы потом как можно больше туда загрузить в него дров. Хотя наибольшая отдача от паровоза была, конечно же, при отоплении углём. 

Паровоз в целом был неприхотливый, готовый отапливаться различными видами топлива. Помимо дров, паровозы серии Ов могли при установке форсунок отапливаться также и сырой нефтью. В годы Гражданской войны после революции 1917г. бывали случаи,  когда паровозы топили... сушёной воблой!

К смазке он тоже был не требователен. До изобретения олеонафта дышла паровозов этой серии смазывались говяжьим салом, которое считалось техническим, и было невыносимо зловонным.

А самые первые паровозы смазывали… говяжьим салом! Вот аромат был жуткий! Гарин-Михайловский так и пишет: «сало спускать в масленках». Эта смазка называлась «техническое сало». После появился олеонафт — нефтяная смазка.

А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Оригинальные маслёнки применены в конструкции этого паровоза. Если помощник машиниста забывал их закрывать, то при открытии регулятора, то-есть, при подаче пара в машину, масло из них со страшной силой выбивало прямо в будку паровозной бригады! И та в полном составе из 3 человек: машинист, помощник и кочегар становились похожими на чёрных негритят. 

Паровоз этой серии  - один из главных героев на съёмках во многих известных фильмах, в том числе таких как «Край», «Сибирский цирюльник», «Анна Каренина». 

 НТВ -  Нормальный Товарный Вагон. В просторечии просто – «теплушка». Да-да, тот самый: «8 лошадей, 40 людей». Удобен был тем, что очень быстро мог быть переоборудован для любых нужд перевозок. Для людей – мгновенно ставились трёхъярусные нары. Для лошадей – 8 стойл. Ну, а для грузоперевозок – просто весь объём вагона заполнялся воинскими грузами. Случались даже полуварианты: пол-вагона – 20 человек, пол-вагона – 4 лошади!

 Печально известен массовым использованием не только для  для перевозки войск, но и депортируемых народов, беженцев и заключённых в период с 1870-х до начала 1950-х годов.

При подготовке описания использованы материалы сайта «Заповедная магистраль»

https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/parovoz-poroi-ni-v-kakuiu-ne-trogalsia-s-mesta-a-smazyvalsia-zlovonnym-goviajim-salom-5d31b8d6bc228f00b3011800 и личного архива автора.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться