Бункер Сигурими [VI/27695]
Описание окружающей местности
Албания, наверное, последняя европейская страна, о современной истории которой мы знаем очень мало. Причиной тому – десятилетия изоляции практически от всего мира, в условиях которой жила коммунистическая Албания после Второй мировой войны.
Чтобы наконец завоевать право на независимое существование, в 1944 году в Албании завязались ожесточенные бои. Местные воины партизанскими методами удачно боролись с итальянскими оккупантами. Национальная освободительная армия Албании ценой тысяч жизней освободила страну от нацистов.
Первый председатель "Албанской партии труда" (АПП) Энвер Ходжа сыграл в этой борьбе едва ли не ключевую роль. Он был главнокомандующим, возглавившим освободительное движение. Албанцам Ходжа казался героем и спасителем.
17 ноября 1944 года Национальная освободительная армия освободила столицу Тирану, а 20 ноября Ходжа объявил, что албанский народ теперь свободен. Правда, в его воображении свобода была несколько извращенной. Ослепленные радостью от окончания войны, албанцы и не подозревали, что их ждет.
Албания на многие десятилетия погрязла в коммунизме. Энвер Ходжа решил взять в свои руки контроль над всеми процессами в стране. Как заведено в коммунистических странах, для этого ему понадобилась хорошо управляемая спецслужба. К тому времени в стране уже было свое ведомство – 5 тысяч элитных спецназовцев, называвших себя "дивизией внутренней безопасности». Но с приходом новой власти появились и новые реформы. Старая спецслужба переформировалась в "Директорат внутренней безопасности", сокращенно – Сигурими. Эта структура занималась абсолютно всем – начиная от разведки или контрразведки и заканчивая партийными чистками и мощными репрессиями.
С приходом к власти новое правительство сразу занялось репрессиями. Под прицел попадали военные преступники и коллаборанты, а также те люди, кто выступал против коммунизма в Албании. В 1945 году к смертной казни приговорили 17 политиков, еще 42 отправили на разные сроки заключения в трудовые лагеря.
Также страдали и обычные граждане, которые пытались пересечь границу, чтобы убежать от коммунистической жизни. Исполняли приговоры члены Сигурими, быстро заработавшие репутацию "кровожадной" спецслужбы.
О национальном движении в условиях коммунизма не могло быть и речи. Албанскую организацию "Балли Комбетар", объявившую войну новому режиму, быстро подавили. В рядах спецслужбы служили более 30 тысяч человек, не считая информаторов. Они обуздывали протесты любого масштаба. К 1949 году им удалось остановить более 10 антикоммунистических маршей и прикрыть столько же подпольных группировок.
Тактика подавления демонстраций была своеобразной. Кроме задержания самих протестующих в районе, где проходили восстания, Сигурими били и арестовывали абсолютно непричастных людей. Они настраивали граждан друг против друга. Из-за этого марши приходилось останавливать, чтобы не страдали невинные люди.
В течение 1947 года в отношениях коммунистической Югославии и Албании назревал серьезный конфликт. Он привел к серьезным чисткам и сделал режим в стране еще более жестоким. Ходжа изо всех сил старался держаться за власть, а конкуренты ему мешали. Пока на информационном фронте вели пропагандистскую войну, агенты Сигурими уже шли по следам "предателей" режима.
Все, кто поддерживал Иосифа Тито, попадали под жесткие репрессии. Члены Сигурими врывались в дом и арестовывали сразу всю семью. Чистки происходили даже в компартии. Они задели немало высокопоставленных чиновников, которые якобы были преданными режиму. Почти половина членов Центрального комитета была задержана, а вместе с ними и 32 министра. Коснулось это и главы Сигурими Кочи Дзодзе – его осудили и сразу же повесили.
В целом, в тюрьмах и лагерях за 46 лет правления Ходжи побывали более 100 тысяч человек. Казнили более 6 тысяч, а сколько пропали без вести – до сих пор неизвестно.
Отношение к людям сильно изменилось. Если раньше можно было свободно заниматься своими делами, то уже в 1948 году без ведома спецслужб не происходило ничего. Наручники надевали за малейшие подозрения или мелочи.
Незаконно заключенных жестоко пытали. "Среди всех видов пыток худшим был электрошок. Они вставляли в уши старые провода от телефона. Это была худшая мука в моей жизни, которую когда-либо приходилось терпеть", – вспоминал католический священник.
Жертвами таких методов пытки были "неблагосклонные" албанцы. Это интеллектуалы, оппозиционеры, инакомыслящие, выступавшие против коммунизма. Если интеллектуальный бомонд сразу расстреливали или отправляли в концлагеря, то с простыми гражданами боролись двумя методами: разделяли семью и отправляли всех, включая детей, на трудовые работы или же убивали одного из членов семьи, а других оставляли в покое и наблюдали.
Начиная с 1953 года руководство Албания постепенно разорвало отношения со всеми своими союзниками. И Ходжа приказал спецслужбам подготовить проекты укрытий на случай ядерной войны. По всей стране начались строительства разнообразных сооружений…
Это одно из немногих общеизвестных албанских явлений тех лет – активное, практически маниакальное, сооружение противоядерных бункеров и дотов, которые появлялись по всей стране, как грибы после летнего дождя. В итоге, к концу XX века Албания представляла собой маленькую балканскую страну, наглухо отгородившуюся ото всех и нашпигованную сотнями тысяч бункеров и дотов. Во время правления Энвера Ходжи по всей Албании было построено 173 371 бункер.
Бункеры - это отдельная история Албании. Путешествуя по Албании, можно увидеть их великое множество в самых разных и порой неожиданных места – в море и в горах, в городах и сёлах, вдоль дорог и во дворах. Но самыми известными стали два бункера в Тиране, в которых разместились музеи.
Первым стал «Bunk'art », открытый для посещения в ноябре 2014 года на окраине Тираны. Он был построен в 1978 году как убежище диктатора Энвера Ходжи на случай ядерной войны. Бункер должен был стать венцом албанской подземной оборонительной системы. Около трех километров тоннелей, пять этажей и более ста комнат, скрытых за толстенными железобетонными дверями – так выглядел главный бункер страны, предназначавшийся для албанского коммунистического лидера и его окружения.
Второй музей-бункер «Bunk'art 2» находится прямо в центре столицы, всего в паре минут ходьбы от площади Скандерберга. Кодовое название бункера было «Object Bar». Он был построен между 1981 и 1986 годами под Министерством внутренних дел Албании. Здесь планировалось размещение основных правительственных ведомств, силовых структур, пункт правительственной связи и всевозможные службы обеспечения. Планировалась даже небольшая тюрьма для политзаключенных.
О его существовании никто не знал. Бункер рассчитывался на то, чтобы противостоять атаке химического и ядерного потенциала, но никогда не использовался даже для тренировок. Вход и выход из бункера были сделаны лишь в последнее время для посещения музея.
Площадь бункера составляет около 1 000 квадратных метров. Он состоит из 24 комнат, начиная от номера, зарезервированного для министра внутренних дел, и заканчивая комнатой связи.
Оформление этих диктаторских бункеров выше всяких похвал. Играет мрачная музыка, показывают фильмы прошлых «холодных» дней. И все это в вуали тусклой подсветки. Особое оформление было сделано в комнатах для допросов и дознаний, где мерцающий свет сливается с голосами следователей.
Большая часть экспозиции «Bunk'art 2»посвящена полиции коммунистической Албании, в том числе и политической. В музее можно проследить изменения, которые претерпела эта формация с момента основания албанского государства и до падения коммунизма.
Экспозиция музея «Bunk'art 2» состоит из трех разделов:
1. Выставка периода 1913 — 1939 годов. Становление жандармерии Албании после получения независимости.
2. Выставка периода 1939 — 1944 годов. Вторая мировая война
3. Выставка периода 1944 — 1991 годов. Политическая полиция Сигурими.
В музее можно увидеть одежду и памятные вещи заключенных, фотографии, рабочие инструменты, документы. Память жертв коммунистических властей в Албании почитается на специальных мемориальных досках. Всё в экспозиции музея - реальные экспонаты, когда-то использовавшиеся по своему прямому назначению.
В одной из комнат проектор крутит хронику событий 30-летней давности — столкновения демонстрантов с полицией, разгон толпы водометами, падение статуи Энвера Ходжи…
Личный друг Сталина, коммунист Энвер Ходжа после Второй мировой даже не задумывался, к какому светлому будущему через лагеря, тюрьмы и расстрелы вести страну. 45-летнее господство коммунизма сделало страну самой бедной в Европе.
Кровавый диктатор умер в 1985 году. Ему еще успели построить музей-пирамиду по проекту его дочери. Как любит любой народ своих диктаторов можно как раз и увидеть на примере разбитого и обгаженного сооружения в центре Тираны. Никто не знает, что делать с пирамидой: снести жалко, а для чего приспособить — идей пока нет…







