Описание окружающей местности

Архитектурный комплекс Берата— невероятный синтез зданий различных периодов, вместе со сказочной природой, формирует незабываемый культурный ландшафт. Красивейшая горная река Осуми, которая образует каньоно-подобную долину, делит город на два района — Горицу и Мангалем — главные очаги османской застройки. С 1780 эти районы соединяет каменный Горицкий мост, с которого хорошо видно бастионы и башни большой крепости, расположенной на высоченном холме.

Город был основан около 2500 лет назад, и примерно тогда же на месте, где стоит крепость, вдоль хребта высоко над рекой, возвышаясь над всем городом, и были устроены первые военные укрепления.
В 3 ст. до н.э. он принадлежал македонскому царю Кассандру, который дал первое название — Антипатрея, в честь своего отца — Антипатра. В 2 ст. до н.э. город захватили римляне, позже он перешел к византийцам, которые переименовали его в Пульхериополис. Болгары отбили его у Византии и дали современное название. Правили почти два века.
В конце 11 века Берат вошел в греческое Эпирское царство, потом сюда вернулись византийцы — также греки, а в 1345 году его захватили сербы.
В 15 веке Берат поочередно был столицей двух княжеств - Музака и Арианити. А в 1450 году город захватили турки. После этого на протяжении несколько столетий была эра владычества османской империи. Являясь мусульманами, османы не стали уничтожать церкви, но, в то же время, не следили за ними, что вызвало их постепенное разрушение.

Сегодня крепость полуразрушена, однако, несмотря на это, она привлекает к себе интерес туристов.
К замку есть несколько троп и хорошая асфальтированная дорога. Стоимость входа 300 лек. Поскольку внутри жилой район с кучей отелей и ресторанов, можно спокойно пройти и бесплатно по одной из троп.
Крепость Берат дышит древностью, она относится к иллирийским укреплениям IV в. до н.э., затем деревянные здания были сожжены римлянами в 200 г. до н.э., потом её стены были вновь укреплены в V веке византийским императором Феодосием II, и были восстановлены в течение VI-го века под управлением императора Юстиниана. Крепость имеет треугольную форму. Здания на территории крепости были построены в XIII веке. В то время Албания была под влиянием Византийской империи. Население крепости было христианским, и тут было около 20 церквей.

Периметр замковых стен около 1,5 км. В центральной части, на самой замковой горе, возвышается небольшая цитадель, правда, сильно разрушенная, как и большинство замковых стен. Между стенами и цитаделью запутанный лабиринт старинных мощеных улиц. Дома преимущественно каменные, одно- и двухэтажные, покрытые красивой красной, иногда с оранжевым оттенком, черепицей. На территории крепости до сих пор есть обитаемые дома, а по узким улочкам, как сотню лет назад, бегает домашняя птица и сохнет белье.

На территории крепости немало церквей, преимущественно недействующих, часто полуразрушенных. Лучше сохранена из них Троицкая — типичный для 13 века византийский храм, которых полно в Греции, и вообще на Балканах. Построена она весьма необычно — на склоне. Таким образом, складывается впечатление, что она висит над обрывом, а внизу прямо под ней расстилается захватывающая панорама гор.

Кроме церквей, на горе есть и мечети. Самая известная среди них — Красная мечеть, построенная султаном Баязидом ІІ. Правда, это только на карте написано — Красная мечеть, на самом деле надо было написать — минарет от Красной мечети. Ну, и куски стен. Все эти храмовые руины — сумасшествие времен Энвера Ходжи, который строил 40 лет доты, но разрушал храмы, все равно какой конфессии — и христианские, и мусульманские. И не только храмы, а целые города. Говорят, что Берат сохранился каким-то чудом.

Помимо отелей, ресторанов, сувенирных лавок и храмов, из интересных для туристов объектов, в замке Берат еще есть и музеи. Самый большой и интересный из которых — Музей Онуфрия, расположенный в Церкви Богородицы Влахерской. Если бы не бюст Константина Великого, неопытный турист вполне может и не заметить эту церковь 13 века - она мало чем выделяется из рядовой застройки. Между тем, её интерьер расписан великолепными фресками албанского иконописца 16 века Николая Онуфри. Онуфриос из Неокастро — под таким именем он вошел в историю. Работы подписывал именем Протопапос. Фрески и иконостас стоит посмотреть - для этого надо сначала посетить музей и попросить его смотрителя открыть для вас церковь. 

С обзорных площадок, расположенных на башнях замка, открываются сказочные виды нижнего города, с огромным куполом нового университета, с тесной мозаикой черепичных крыш Мангалема и Горицы, с рукавами и каменными пересыпями реки Осуми, с дальними и близкими горными вершинами.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться