Описание окружающей местности

История села Поселки Кузнецкого района Пензенской области начинается в 1762 году, когда из села Труево-Нарышкино (через столетие получившего статус города с названием Кузнецк) на так называемые «отруба» были выселены первые 186 крепостных «душ». Спустя 9 лет с момента образования села здесь был построен храм Божий.

   Это была небольшая деревянная церковь, прослужившая людям до 1796 года. Чуть позже, в 1826 году, стараниями прихожан началось строительство нового храма, который стоит и по сей день. Первоначально церковь была одноглавой. Храму дали имя святого Димитрия Солунского. В 1924 году сначала отцом Михаилом, а после его смерти отцом Григорием начинается строительство второго придела во имя священномученика Харлампия. Здесь сложили две голландки. По слухам, под церковью есть несколько подземных ходов. Один из них проложен через реку Труев. Но официального подтверждения эта легенда не имеет — к сожалению, серьезными исследованиями никто не занимался.

   Стены церкви воздвигали из красного кирпича, замешивая раствор на извести с добавлением яиц, которые собирали прихожане. В 1924 году отец Григорий начал вести службу уже в новом храме, который и закрепил за собой имя Димитрия Солунского. На куполах сверкали зеркальные кресты. По словам старожилов, эти кресты на свои сбережения заказал старик Мартынов. Он стал слепнуть и дал обет поставить кресты на посельский храм. Еще живы те люди, которые утверждают, что зрение к нему вернулось. Прислужниками, певчими, служителями церкви были местные прихожане.

   В 1935 году решением советских органов храм закрыли, протоиерея Илью и псаломщика Уткина отлучили от своих семей, увезли в неизвестном направлении и расстреляли. Начались гонения на храм. Местные активисты бросали под берег реки иконы и другую церковную утварь. Над селом стоял людской плач. Прихожане, рискуя навлечь на себя гнев властей, спасали иконы и прятали у себя дома. Многие из них только через 70 лет вернулись на свое прежнее место. Большой крест сняли и отдали в Кузнецк, в часовню. Вскоре последнюю закрыли, а крест передали в храм Казанской иконы Божией Матери. Вернулся крест в родной храм в 1991 году, спустя 56 лет.

  С 1935 года и вплоть до самой войны храм Димитрия Солунского служил складом хозяйственного инвентаря. После войны его превратили в общественное место. Частыми гостями здесь стали завсегдатаи питейной лавки, что находилась по соседству. С 1960 года в церкви стали продавать керосин.

   За все эти годы храм неоднократно пытались сломать, но прочность кладки не допустила этого варварства… Более того, в 60-е годы был разработан план, по которому предлагалось церковь взорвать и на этом месте построить памятник погибшим во время Великой Отечественной войны. Близость жилых построек не дала этому проекту осуществиться.

   С 1989 года храм вновь обретает жизнь. Жители села выгребали хлам, закупали на свои сбережения материалы для ремонта. На сельском сходе были собраны подписи с просьбой об открытии храма для богослужений. Настоятелем церкви был назначен священник Пензенской епархии Геннадий Варламов, который и занялся реставрацией храма. При активной помощи совхоза «Трудовой путь» уже почти через год над Поселками вознесся отреставрированный купол церкви. Ныне действующая церковь святого Димитрия Солунского расположена в центре села, доминируя в местном ландшафте, хорошо просматривается с трассы Москва-Самара. Кирпичная, оштукатуренная, с трехъярусной колокольней, имеет традиционную продольно-осевую структуру плана.

   Несколько лет назад не признающие Русскую православную церковь жители Поселков во главе с епископом Тихоном заняли местный храм. Все попытки убедить их вернуть здание изначальным владельцам - пензенской епархии - обернулись неудачей. Адептов альтернативной церкви не убедил даже суд, признавший правоту представителей РПЦ, которые явились в храм с документами на руках. «Собралось все наше духовенство, мы выстроились крестным ходом и вошли в храм и стали молиться. И тут начались все наши противостояния, всевозможные разногласия. Мы служили, а они свистели, пели, хлопали в ладоши. Потом перестали, надоела им эта свистопляска, как-то неловко. И милиция помогала. Мы приглашали их, говорили - посмотрите, какое хулиганство. И начали их привлекать за хулиганство, и как-то они угомонились с этим», - рассказал Михаил Сарансков. Но окончательно юридический вопрос так и не был закрыт. Решение областного арбитражного суда пытались обжаловать в апелляционной инстанции.

 «В городе Казань федеральный арбитражный суд Поволжского округа признал данное решение законным и обоснованным. В настоящий момент мы получили правоустанавливающие документы на здание храма и на землю. Таким образом, подведена черта под многолетним правовым спором и поставлена жирная точка, которая обжалованию не подлежит», - сказал начальник юридического отдела Пензенской епархии РПЦ Кира Аристова. В итоге Свято-Димитриевский храм все же удалось вернуть законным владельцам, но община Истинно-православной церкви не прекратила свое существование, а лишь перенесла свои службы в соседнее здание. Частный дом, где проживает сам Тихон, стал домовым храмом - туда теперь и приходят его сподвижники. Точка в правовом споре поставлена, но на службы в церковные праздники жители Поселков по-прежнему идут двумя дорогами. Путь одних лежит в Свято-Димитриевский храм, другие заходят в здание по соседству. Религиозные разногласия стали почвой даже для семейных конфликтов. «Рвутся наши дружественные связи, рвутся даже родственные связи, и это бывает очень трагично. Бывает так, что иногда из одной семьи идут люди в храм, а родственники в эту общину идут», - сказала прихожанка Свято-Димитриевского храма с. Поселки Нина Рязанова. Но большинство прихожан во главе с настоятелем храма, отцом Михаилом, надеются, что самое страшное уже позади. Говорят, некоторые последователи Тихона уже начали возвращаться в лоно Русской православной церкви.

Материал взят с сайтов: tv-express.ru; poselki.prihod.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться