Описание окружающей местности

В горной части Ингушетии есть удивительное место - Таргимская котловина, со всех сторон окруженная неприступными горными стенами. В ее центре на правом берегу реки Ассы стоит большое селение с несколькими боевыми башнями и склепами на склоне горы. Это Таргим.

Когда-то здесь через Ассу был подвесной мост, ведущий в аул. Но теперь, чтобы попасть в Таргим, надо подъехать к военной базе и идти три километра пешком вдоль правого берега Ассы. Но можно полюбоваться строениями Таргима с противоположного берега, они эффектно смотрятся на фоне реки и гор.

Среди ингушских селений Таргим занимал примерно то же место, что Португалия среди европейских стран - форпост на границе двух сред.

Именно жители Таргима первыми придумали спускаться по Ассинскому ущелью в Алкун, а из него по низкогорью в Тарскую котловину, где в 18 веке русские обнаружили сеть хуторов и крупное село Ангушт, по которому "башенный народ" и прозвали ингушами.

Из Таргима происходят 42 ингушских фамилии, в том числе самая распространённая фамилия Мальсаговых, ну а Карцхал Мальсагов - тот основал в конце 18 века Назрань.

В Таргиме сохранились древние циклопические жилища башенного типа, 4 боевые башни, 4 - полубоевых и 16 полуразрушенных жилых башен.

Над аулом возвышаются склепы – всего 19 склеповых могильников, 2 мавзолея и 5 cвятилищ. Ингуши всегда устраивали склепы выше села, поскольку считалось, что умершие предки оберегают живущих в ауле. Интересно, что после принятия Ислама вайнахи продолжали хоронить людей над аулами. Так и в Таргиме склепы окружены кладбищем.

Самый же интересный памятник Таргима стоит напротив городища, на другом берегу Ассы - это церковь Алби-Ерды. Когда-то местные горцы успели побыть христианами. Крестила их Грузия, Картлийское царство, в те века распространившееся из Ардануча по долине Куры. Грузинские и даже армянские зодчие и строили в этих горах первые церкви, и Алби-Ерды имеет типично грузинскую композицию "трёхцерковной базилики", где боковые нефы отделены глухими стенами и представляют собой притворы. Известно даже грузинское название этого храма - Твирлис-Цминда, то есть Воскресенский собор.

Основанный в 830-е годы, храм неоднократно разрушался и перестраивался, нынешний облик обретя чуть ли не в 16 веке. Кладка из разноцветного плитняка явно больше общего имеет с вайнахскими башнями, чем с храмами Закавказья.

В описании использованы материалы Ильи Буяновского https://varandej.livejournal.com/ Кирилла и Анны Яночкиных http://kirill-anya.ru/trip.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться