Под красным знаменем революции [VI/27177]
Описание окружающей местности
В центре села Чернозерье, среди елей, есть захоронение. Рядом с этим захоронением установлен обелиск. Жители села к нему так привыкли, что не каждый вспомнит, когда он был установлен и кому, но старожилы села знают, что здесь покоится прах Дмитрия Алексеевича Потапова.
На захоронении возведено каменное надгробие, а рядом в 1953 году установлен обелиск «Жителям села Чернозерье – борцам за становление Советской власти».
До лета 1918 года крестьянство Мокшанского уезда поддерживало деятельность Советов. Но политика большевиков привела к ухудшению положения крестьянства, изменилось и их отношение к Советам.
Революция 1917 года. Она унесла миллионы жизней, искалечила тысячи судеб. До сих пор идут споры о том, нужна ли была она или нет. Но, тем не менее, наше село было втянуто в революционный вихрь, как и вся страна. История свершилась, и нам ее не изменить.
Борьба за власть Советов продолжалась еще несколько лет. В селе Чернозерье советская власть установилась весной 1918 года. Вся земля и имущество помещика Пучкова были переданы в руки народа. Имение, расположенное в стороне от села, было большое и красивое. Сам же Пучков проживал в Воронеже, в имение приезжал иногда.
Первым органом советской власти был организованный Комитет бедноты. В него вошли Боков Тимофей Иванович и Потапов Дмитрий Алексеевич. Дмитрий Алексеевич был избран председателем Комитета бедноты.
В селе послереволюционные годы были тяжелыми для всего населения: начало гражданской войны, раздел на «белых» и «красных». Начало классовой борьбы, организация белогвардейских банд омыли село кровью. В Мокшанском районе такую банду возглавлял человек под кличкой «Огонек» (Беспалов). Банда нападала на мирных жителей, грабила магазины, почту, совершала поджоги, зверские убийства коммунистов, советских активистов, комсомольцев.
Однажды, в августе 1922 года, Потапов, как член волостного управления, проводил в селе Алексеевке собрание. Собрание затянулось, и Дмитрию Алексеевичу пришлось задержаться в селе. Глубокой ночью на дом, где проходило собрание, напали бандиты. Одному из членов волисполкома удалось бежать через окно, а Потапов был схвачен. Его заточили в мазанку, долго над ним издевались, а затем убили.
Кем же и каким был Потапов Дмитрий Алексеевич?
В ходе изучения истории села удалось получить от его родственников интересную информацию. Потапов Дмитрий Алексеевич приблизительно 1882-1883 года рождения. Родился в семье довольно состоятельного крестьянина Крюкова, но по неизвестной причине был отдан в приемную семью Потаповых. Мальчика новые родители записали на свою фамилию. Так, Дмитрий Алексеевич и остался в памяти у чернозерцев как Потапов. Потапов женился на Потаповой Евдокии Павловне 1884 года рождения (умерла в 1967 году). В этом браке у них родились три сына и дочь. Дмитрий Алексеевич был трудолюбивым, всегда старался помочь нуждающимся, а их в те времена было много. Был справедлив и тверд, старался поступать по совести. Поэтому жители села и избрали его председателем Комитета бедноты.
Односельчане сохранили память об этом стойком и преданном борце за дело революции. Жители села захоронили Потапова Дмитрия Алексеевича в том далеком 1922 году в самом центре села, чуть позднее на захоронении возвели каменное надгробие, а в пятидесятых годах рядом с захоронением был установлен обелиск. В те годы это место считалось особым, сюда спешила молодежь сфотографироваться, каждый старался навести порядок, посадить цветы или просто поставить букет полевых цветов. В восьмидесятых годах улица Концовка была переименована в улицу Потапова.
Учащиеся школы следят за порядком около памятника, в канун Октябрьской революции приходят почтить память погибших земляков от рук белогвардейцев.
Несколько лет назад глава Чернозерской сельской администрации опять выступил с инициативой перезахоронения. Учащиеся школы решили выяснить мнение людей и провели анкетирование. 60% из опрашиваемых – против, 10% – согласны, 20% – безразличны, 10% – сомневаются. Те, кто против перезахоронения, приводили различные доводы: кто привычкой к этому месту, кто из религиозных убеждений и лишь немногие вспомнили о героических поступках наших предков, об исторических страницах села, и просто из патриотических побуждений.
Материал взят с сайта: selpravda.ru




