Описание окружающей местности

     Первая деревянная церковь в честь Николая Угодника была построена в с. Николаевском (именно так в Списке духовенства Тамбовской епархии указывается нынешний город Грязи) в 1773 году. В 1855 году Никольская церковь была перестроена, но оставалась деревянной. Престол был один – в честь Николая Чудотворца. Штат Никольского храма состоял тогда из настоятеля и 2 псаломщиков. Настоятелем был священник Алексей Иванович Гроздов, 2 разряда, рукоположен в 1870 году. Церковным старостой был помещик Бартенев, с 1874 года.
     В 1892 году начато строительство новой каменной Никольской церкви.
     По данным 1893 года штат церкви состоял из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. Священниками были: Иоанн Михайлович Серебряков, 57 лет, рукоположен 21 ноября 1856 года, награжден крестом св. Анны 3-й степени, являлся на тот момент благочинным 4-го Липецкого-Грязинского благочиннического округа; и Василий Иванович Добросердов, 45 лет, награжден скуфьей. Диаконом был Василий Николаевич Соколов, 52 лет, рукоположен 16 ноября 1863 года. Псаломщиками были Стефан Фотиевич Несмелов, 25 лет, определен 9 июня 1890 года, и Тимофей Алексеевич Лакедемонский, 49 лет, определен в 1860 году.
     В 1895 году на средства прихожан при участии помещика М.И. Бартенева (брата известного археографа и издателя «Русского архива» П.И. Бартенева) и коломенского купца Н.А. Шевлягина новый каменный тёплый Никольский храм был построен. По данным 1911 года Никольский храм имел три престола: главный – в честь святителя Николая Чудотворца, правый – св. Серафима Саровского, а левый был ещё не освящён.
     В наградных документах Тамбовской епархии за 1909 год упоминаются священники: Георгий Щеглов, 59 лет, награждённый орденом св. Анны, и Василий Богоявленский, 34 лет, награждённый скуфьёй.
     В 1911 году штат Никольской церкви по-прежнему состоял из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков.
     Храм был закрыт в 1932 году, вновь открыт в 1992 году. Реставрация, начатая в 1992 году, завершена.
     Храм является памятником истории и культуры к XIX века.
    В основе объемно-пространственной композиции храма лежит двухъярусный четверик с примыкающей трапезной в два оконных проема и колокольней, соединенной с трапезной узким проходом. Массивность храма подчеркивается контрфорсным утолщением цоколя на углах храма, трапезной и колокольни, которое служит основанием под базы тройных огибающих полуколонн, поддерживающих антаблемент, и декоративными главками на углах четверика. Плоскость фасада обработана неглубокими прямоугольными нишами, которые прорезаны полуциркульными окнами. Центры северного и южного фасадов четверика храма, а так же четверика колокольни отмечены киотовидными порталами. Основным элементом декора выступают кокошники: два ряда полуциркульных кокошников завершают второй ярус четверика, наборные наличники оконных проёмов светового барабана акцентированы кокошниками, а так же кокошниковым фризом завершаются первый ярус колокольни и храмового четверика. Интересным и своеобразным является акцентирование углов колокольни: первого яруса — спаренными полуколонками, второго яруса — полуциркульными нишами, обработанными по бокам короткими колонками.
     Памятник архитектуры регионального значения является ярким примером культового зодчества периода эклектики, в архитектурном декоре которого удачно сочетаются элементы узорочья XVII века и «кирпичного стиля».

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться