Хмелезеро [TR/26984]
Описание окружающей местности
деревня в Алёховщинском сельском поселении Лодейнопольского района Ленинградской области.
В XIX — начале XX века деревня административно относилась к Красноборской волости 2-го стана 2-го земского участка Тихвинского уезда Новгородской губернии.
ХМЕЛЕЗЕРО (ЮСОВО) — деревня Хмелезерского сельского общества, число дворов — 9, число домов — 9, число жителей: 24 м. п., 29 ж. п.;
Занятие жителей — земледелие. Мануфактура, лавка, смежна с погостом Хмелезерским.
ХМЕЛЕЗЕРО — деревня на земле дворян собственной, число дворов — 12, число домов — 12, число жителей: 37 м. п., 36 ж. п.;
Занятие жителей — земледелие. Мелочная лавка, смежна с погостом Хмелезерским.
ХМЕЛЕЗЕРО — погост на церковной земле, число дворов — 4, число домов — 4, число жителей: 7 м. п., 7 ж. п.;
Занятие жителей — церковное служение. Церковь, земская школа. (1910 год)
С 1917 по 1918 год деревня входила в состав Красноборской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии.
С 1918 года, в составе Череповецкой губернии.
С 1927 года, в составе Хмелезерского сельсовета Оятского района.
По данным 1933 года деревня Хмелезеро входила в состав Хмелезерского сельсовета Оятского района, административным центром сельсовета была деревня Малафеево.
По данным 1936 года в состав Хмелезерского сельсовета с центром в деревне Хмелезеро входили 8 населённых пунктов, 162 хозяйства и 4 колхоза.
В 1939 году население деревни составляло 315 человек.
С 1955 года, в составе Лодейнопольского района.
В 1961 году население деревни составляло 108 человек.
По данным 1966, 1973 и 1990 годов деревня Хмелезеро также входила в состав Хмелезерского сельсовета.
В 1997 году в деревне Хмелезеро Тервенической волости проживали 29 человек, в 2002 году — 25 человек (русские — 96 %).
В 2007 году в деревне Хмелезеро Алёховщинского СП проживали 27 человек, в 2010 году — 39, в 2014 году — 25 человек.
На 1 января 2015 года в деревне зарегистрировано: хозяйств — 11, жителей — 24. (информация с сайта https://ru.wikipedia.org/)
Ходят в народе хмелезерском отголоски слухов о явлении в здешних землях образа Николая Чудотворца. Возможно это, а быть может какая другая причина, подвигла общину в те отдалённые, опасные времена, когда мнительный царь Иван крутил на допросах бороды взломанным на дыбе врагам отечества, на строительство Православного Храма. Храм отстоял своё, и уже в 17-м веке был построен следующий, который, обветшав, в свою очередь был, в 1819-м году заменён на деревянный Храм, который привезли сюда из д. Тервеничи. В самой деревне Тервеничи, взамен увезённому деревянному, был установлен каменный. Однако, такая рокировка шла вразрез с Божьим промыслом, и на рубеже веков в перевезённом храме случился пожар от удара молнии.
Храм Николая Чудотворца вознёсся перед нами ввысь изящными надстройками с резными наличниками и деревянным крестом. Как человек осведомлённый в деревянном зодчестве, могу сделать по поводу состояния здания лишь одно заключение: Храм не умирает, Храм Николая Чудотворца в деревне Хмелезеро мёртв. Время нанесло ему увечья несовместимые с дальнейшим функционированием. Несколько лет назад, рассказывает Александр Королёв, приезжала на восстановление здания бригада строителей, от которых снаружи осталась лестница, выполненная из двух осин со ступеньками, вес которой вселяет сомнения в том, что это изделие хотя бы раз принимало вертикальное положение, а внутри две проволочные стяжки крест накрест, удерживающие стены от вываливания наружу (поскольку чаши в углах истлели и осыпались). Посещение Храма рискованно, поскольку потолок может обрушиться в любое мгновение.
Трогательно и грустно видеть это величественное здание, замершее в своем последнем предсмертном порыве и рядом с ним могилку верного приходского пономаря Василия Сафонова, прадеда нашего провожатого Александра. Мы смотрим на стены святилища с благоговением. Если освященная вода сберегается и расходуется христианами с великим бережением, поскольку подразумеваем в ней священную силу то, надо полагать, не меньшая, а гораздо большая священная сила сосредоточена в древесной структуре этого сооружения. Непрерывное моление, пение псалмов и молитв, курение фимиама и голоса певчих, всё это структурировало влажные ткани древесины, и было бы правильно разобрать конструкцию, поставить на этом месте новую часовню и разрешать молящимся уносить с собою частицы священной древесины, как своеобразные мощи умершего церковного здания.
Однако вернёмся к истории Храма, к моменту его появления на свет. Итак, с ударом молнии, вмешалось божественное провидение в судьбу тервенического переселенца. Миряне, а их в ту пору по окрестным деревенькам насчитывалось, по словам Александра, около пятисот дворов, на деревенском сходе, вдохновляемые местным священником о. Алексеем Орловым решили не заниматься восстановлением пепелища, а выстроить новый храм на общественные средства. Такие мероприятия в ту пору не обходились без добровольных пожертвований со стороны уездного купечества. На строительство нового храма предоставили свои средства, предположительно местный, купец М.И. Шарапов и купец из Тихвина Погольский (Имя утрачено). По данным, хранящимся у Александра Королёва, храм был заложен в 1906-м году, а в 1915-м году освящён.
(Чехорда с цифрами во многих документальных источниках вселяет недоумение. Так, касательно этого Храма, в книге «Земля Невская Православная», издании Российского Государственного исторического архива, присутствует запись: «… церковь Деревянная, 1899 г. Закрыта в 1934 г….»).
Жители окрестных деревень: Малафеево, Аксёново, Юсово, Пергачёво, Алексейково (нынешнее Бары), Мартыново и приснопамятное Матюково в 1915 году (о дате открытия церкви мы с Александром прочитали также на стене лесенки, ведущей на колокольню) в праздничных нарядах явились на открытие нового Храма. В присутствие Архиерея Храм был освящён. С момента основания в нём служил Батюшка по фамилии Перцев. Осталась в народе добрая память и о нём и о Матушке Марии Перцевой, которая, будучи акушеркой, принимала роды у приходских женщин.
В начале тридцатых годов Храм был разграблен, а Батюшка (по свидетельству его родственницы из Москвы) репрессирован. В последствие, в помещении Храма обосновались клуб и библиотека.
Время от времени в клуб приезжал киномеханик и «крутил кино», о чём свидетельствуют несмываемые надписи на стенах и дверях.
Во время Великой Отечественной Войны, здание никак не использовалось. После Войны, в начале пятидесятых, прибежище муз было переведено в деревню Юсово, а на его месте, хозяйственный глазок стертого из памяти начальника разглядел подходящее место для хранения зерна и сушки картофеля. С приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, Храм приноровились использовать в новой, весьма распространённой ипостаси. В нём стали размещать на отдых шефские бригады студентов и тружеников из города. Так церковь превратили в общежитие. (информация с сайта https://proza.ru/2014/04/12/1789)
Больше про Храм ничего не нашёл. А то, что нашёл, как мне кажется, из разряда легенд. Но место необычное, что-то чувствуется там, что-то сильное и необъяснимое. Что-то, что заставляет возвращаться туда снова. Такая же церковь была в деревне Силкино (Красный бор), но сгорела в начале 2000-х.
Сейчас Храм отдан церкви. Богослужения проводятся периодически. На Петров день расчищвется дорога к храму.





