Описание окружающей местности

 

В долине горы Могаби, одном из красивейших и уни­кальных природных мест Крымского Причерноморья, выше Ливадийского дворца на склонах массива Ай-Петри располагается Ливадийское лесничество, входившее в состав удельных земель и бывшее местом разнообразной хозяйственной деятельности, прогулок и охот. В великолепном сосновом лесу в 1872–1873 году между парадным ядром Ливадии и знаменитым водопадом Учан-Су была выстроена небольшая горная дача Чаир-Эриклик. Эриклик создавался как третий дворцово-парковый комплекс императорского имения Ливадия в Крыму, также называвшийся в шутку "Ситцевым дворцом".

Название крымского топонима, начиная с архивных ис­точников, пишется по-разному – «Элеклик» и «Эриклик». Такая вариативность слова сохраняется и сегодня. В транс­крипции крымско-татарского языка имя места пишется как Eriklik, что в переводе означает «сливовый сад» или «сли­вовая долина».

Императорская дача в горах среди реликтовых сосен была предназначена для императрицы Марии Александровны и возводилась по рекомендации врачей, лечивших её от тяжёлой болезни лёгких.

Императрица искала уединения и размеренной жизни, возможной только на расстоянии от главного дворца. Подобно отшельнику в горах, она хотела обрести покой, погружаясь в со­зерцание природы. Мария Александровна самым тщательным образом продумывала своё «убежище» в горах, и постепенно Эриклик стал отражением её вкусов, настроений, привычек. Документальные материалы в определённой мере позволяют реконструировать архитектурный облик дворца и парка.

Обустройство дворцово-паркового ансамбля.

Весной 1872 года Мария Александровна объявила конкурс на проект и место размещения дворца: «…архитекторам Резанову, Венсану и нанятому по вольному найму Шрейдеру составить порознь проекты планов, которые были рассмо­трены». Заказчица остановилась на проекте А.И. Резанова и, прежде чем начать работы, проверила на месте, как бу­дет вписан дворец в окружающую природу. По сведениям гофмейстера двора, она «... изволила проехать по вновь устроенной дороге, познакомилась с местностью на Эриклике и одобрила вторично план, который на самой местности был разбит рейками. По отъезде Ея Величества приступлено было к работе». Под руководством А.И. Резанова дворец построи­ли в течение апреля-августа 1872 года, тогда же он составил перечень дополнительных работ по ансамблю.

А.И. Резанов был одним из лучших архитекторов своего времени, он возглавлял архитектурную часть департамента уделов Министерства императорского двора, был ректором Императорской Академии художеств. Одновременно вёл строительство дворцовых зданий и храмов в Ливадии, Пе­тербурге и Москве, Вильно и Киеве. С 1873 года руководство строительными работами на Эриклике перешло к главному архитектору имения Ливадия А.Г. Венсану.

Под здание дворца отводился участок долины, к севе­ро-западу от которого возвышались почти отвесные стены горы. С противоположной стороны долина обрывалась кромкой склона, круто спускавшегося вниз. Растительность по повелению императрицы расчистили с целью максимально открыть панорамный обзор от долины на горы и море. Не­посредственно перед дворцом разбили уютный парковый партер с живописной системой дорожек и круглым фонтаном. В результате отсюда открывалась завораживающая панорама горной гряды, что много выше горизонта, плещущегося у под­ножия её утёсов моря, а где-то в глубине лощины прятались едва различимые домики Ялты.

Открывавшиеся от Эриклика виды на окружающую при­роду в год постройки дворца по заказу великого князя Вла­димира Александровича написал художник Ф.А. Васильев. С одной и той же точки он исполнил два пейзажа – при солнечном освещении и в облачную погоду. На полотне в холодных тонах облака по горизонтали прорезают горы. Высокогорный Эриклик нередко окутывали туманы, и в это время местность более всего могла напоминать собою те не­обыкновенные по изяществу и удивительные по композиции изображения природы, которые так характерны для китайской живописи.

Архитектурные особенности усадьбы.

Эриклик относился к тем оригинальным и неповторимым парковым затеям, которые более всего рассчитаны на чуткое внутреннее видение предметов, остроту мысли и чувства, на воображение зрителя. В нём следовало видеть милый сердцу «каприз» и, своего рода, парковую в натуральную величину «игрушку». Горное жилище в художественном плане созда­валось наподобие аттракциона, своего рода, «мегаискусства», явленного воплоти самой природой. Следуя оригинальному сценарию архитектуры, черты китайского рисованного пейзажа в естественном ландшафте Эриклика проступали более убедительно, но тонко, на нюансах, производя эффект пленительный гармонии соединения человека и природы.

В самом дворце на Эриклике просматривалась такая ха­рактерная для архитектуры китайских усадеб черта, как про­тяжённость здания по горизонтальной оси. Дом деревянный и одноэтажный, асимметричной объёмно-пространственной композиции – всё это делало здание более пластичным и выразительным, способствовало наиболее органичному включению его в ландшафт. Дворец состоял из трёх корпусов, соединённых друг с другом под углом 60 градусов, и в плане имел форму, наподобие амфитеатра.

Для апартаментов императрицы Марии Александровны и её дочери, великой княжны Марии Александровны, отводился наиболее протяжённый корпус дворца, фронтально обращён­ный в сторону самых красивых видов. Сбоку к нему примы­кали два меньшие по размерам корпуса. Смежный с женской половиной объём дворца отводился для помещения парадной столовой. Следовавший за ним корпус, на противополож­ном от апартаментов монархини крыле здания, назначался для проживания Александра II и министра императорского двора. Напротив помещений хозяев дворца располагались комнаты для служебного персонала, выходившие окнами на запад.

Дворец отличался скромностью, изяществом и макси­мально соответствовал тому статусу и образу жизни, которые определила для себя императрица. Характерными его чертами являлось чёткое функциональное деление и удобная плани­ровка. Он был достаточно просторным и комфортабельным. С учётом размещения всех помещений на одном уровне, под зданием была занята значительная площадь земли –726, 25 кв. м, что всего на 63 кв. м меньше, чем занимал наполовину двухэтажный Большой императорский дворец после рекон­струкции И.А. Монигетти (1862–1866).

Фундаменты Эрикликского дворца представляли собой каменные столбы с деревянной обшивкой. Жилой этаж приподнят над землёй на цоколе, украшенном резными прямоугольными панелями, консолями и подзорами. По периметру здания была устроена система открытых галерей, в условиях жаркого климата служивших защитой от солнца. На фасады вынесена стоечно-балочная конструкция галерей с решетчатыми ограждениями. Горизонтальный силуэт дворца оживляли едва заметные перепады пологих скатов крыши. Определённую монотонность плоских фасадов скрадывали четыре наружные лестницы в сад – в соответствии с четырьмя подъездами к дому.

Декоративное убранство фасадов сдержанно и скромно. Оно не повторяло знаковые формы традиционного китайского жилища, такие как фигурные с массивными коньками крыши. Напротив, резные орнаментальные украшения дробного рисунка в большей степени отвечали русскому стилю. В теле­грамме А.И. Резанова говорилось о доставке для Эриклика из лионского магазина итальянской тентовой «полосатой материи с русским рисунком (12 мая 1872)». Русские мотивы присутствуют на выполненном А.Г. Венсаном чертеже южного балкона дворца, исполненного, безусловно, в соответствии с общей стилистикой здания.

Высота дворца составляла примерно 5,12 м. Потолки и ограждающие конструкции утеплены войлоком. Интерьеры выполнены в «восточном вкусе», стены украшали ковры и драпировки тканями: тиком, репсом, ситцем, парусиной, не­добелом. Обогревали дворец восемь изразцовых каминов и четыре печи, в нём было пять ванных комнат и восемь ватерклозетов. Здание было оборудовано барометрами, термометрами, электрическими звонками.

Работая в Эриклике, А.И. Резанов сумел соединить бескомпромиссный рационализм и следование типологии южного жилища с общими закономерностями соотношения усадьбы и природы в восточном искусстве. Эрикликский дворец – не подражание конкретным образцам, он создавал­ся как поэтическое, свободное переложение темы внешне аскетического, подчёркнуто линейного, технологически безупречного деревянного усадебного жилища, органично слитого с пейзажем.

Обустройство паркового ансамбля.

С внутренней стороны амфитеатра дворца находился закрытый императорский парк. Обнесённый оградой, он служил для частного отдыха царской семьи. В сторону этого парка выходили три подъезда дворца, устроенные отдельно для императрицы, отдельно для великой княжны и отдельно для императора. Посредине парка стоял фон­тан, изготовленный не из мрамора, как другие дворцовые ливадийские фонтаны, а из дикого камня согласно общей стилистике ансамбля.

На западной половине долины, по другую сторону от дворца, находился больший по площади пейзажный парк, открытый для сопровождавших царскую фамилию предста­вителей двора, свиты и других. Сюда выходил западный фасад дворца с подъездом и лестницей входа для приглашённых и служащих. В западном парке, на некотором расстоянии от царского жилища были построены здания свитского дома и кухни. Дворец и два эти дома архитектор соединил между собой крытыми переходами в виде галерей на колоннах с деревянными тротуарами. На периферии парка, при въезде в Эриклик находилась шоссированная площадь со зданиями конюшни и каретного сарая.

Разбивка парка и строительство дорог возлагались на главного садовника Ливадии под руководством архитектора. Работы эти исполнил известный петербургский мастер К.И. Геккель. Для постоянного ухода за парком на должность садовника Эриклика был назначен мастер Томсон.

Земляные работы в долине Чаир-Эриклик направле­ны были на создание пейзажного парка с живописной планировкой шоссированных площадок и дорог. Одна из них, вероятно та, что сегодня обсажена строем кипарисов, называлась «царской». В рапорте о дорожных работах указывалось «на выкопку и посадку деревьев по сторо­нам, так называемой Царской дорожки». Дорожные и инженерные каменные работы по укреплению склонов сопровождались установкой «каменных стульев», других предметов садовой мебели.

Эриклик в Ливадии 

Чаир–Эриклик под натиском времени и обстоятельств  

Багреевка и Эриклик 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться